Перейти в главное меню | на исторические сведения | на список сел района | показать на карте

КАРАЧКОВЦЫ

По админ. делению 16 в. Каменецкий уезд 16 в.
По админ. делению 19 в. Каменецкий уезд 19 в.
По админ. делению 20 в. Чемеровецкий район

Церковь Св.Троицы
Храм основан: 1726 г.
Комментарийий: Церковь Св.Троицы построена в 1726 г. на месте древнейшей, разрушенной во время нападения каких-то врагов (при турках в 1672 - 1699 гг. ?) - деревянное однокупольное строение. В середине 19 в. была очень ветха. Новая деревянная церковь построена в 1853 г.; из материала старой церкви построено колокольню. Иконостас 1-ярусный. [СКУ, с. 207 - 210]. Церкви нет [КХм].

См. Сецинский Е.А. Археологическая карта Подольской губернии

См. Сецинский Е. Исторические ведомости о приходах и церквах Подольской епархии. Каменецкий уезд.


(Продолжение. Нач. в №34)

Из-за выпасания скота вид могильников изменяется, в некоторых местах они почти незаметны. Мало помогает и то, что археологические памятки взяты под охрану государства.

С северо-западной стороны, выше села, возле крайних изб большой Зарики, на правом берегу реки Смотрич поднялась почти на километр Сокол-гора, или просто Сокол. Она поднимает свою скалистую могучую голову из густой зелени леса и кустарников. На половине ее высоты виднеются два входа в пещеры. Они будто черные глаза направляют свой взгляд к югу. Сейчас пещеры небольшие по размеру, а в начале века в них можно было забраться, они имели ходы до 150 метров. Внутри пещеры напоминают небольшие комнаты; очень обожжены, по-видимому, когда-то в них раскладывали очаги. По народным легендам в этих пещерах разбойник Боян прятал свои бесчисленные сокровища. В густом лесу в свое время скрывались Устим Кармелюк и его побратимы.

На противоположном берегу реки Смотрич, напротив Сокола, раскинула Оксан-гора. Есть основания предполагать, что эти две горы очень давно составляли единое целое, но они стояли на пути тогда полноводного и бурного Смотрича, и, пробивая себе путь к Днестру, он размыл русло, разделил горы. Много есть здесь еще и других интересных мест, но они еще ожидают исследователя.

В 1564 году село «держала» Псарская, причем крестьяне, в числе десяти, не платили никаких налогов, ибо, как написано в люстрации, между владелицей и крестьянами не было об этом достигнуто окончательное согласие. Здесь же была мельница, от которой получали мерку, то есть плату при помоле зерна что составляло в целом 10 злотых.

В следующем году Карачковцы принадлежали Кочминскому. В 1569-1586 гг. владельцем был Бориславский, позднее село было в собственности Валентия Калиновского, каменецкого старосты, с 1626 года — Сильницкого. В половине XVIII века Карачковцы вместе с Цыковой образовали особенное староство. Незначительное по размерам, оно приносило около семи тысяч злотых прибыли.

В начале XIX века Карачковцы принадлежали Малаховской, после смерти которой «высочайшим указом» от 25 апреля 1808 года они переданы статскому советнику Аненскому без уплаты арендной суммы. А затем в 1830 году Карачковцы, как и Цыкова, стали казенным селом.

В 1820 году здесь проживал 121 крестьянин мужского пола. Крестьянам принадлежало 620 десятин земли, церкви — 39, казенные карачковецкие леса вместе со степановскими и бельскими составляли отдельное лесничество общей площадью 246 десятин.

Дворов тогда в Карачковцах насчитывалось 139, жителей — 696. В 1892 году в Карачковцах открыта церковно-приходская школа. До того дети, которых родители хотели учить, посещали Цыковскую школу, но, как свидетельствуют архивные документы, таких было мало и абсолютное большинство крестьян не знало грамоты. В 1908 году в Карачковцах жило 787 лиц, из них православных — 762, католиков — 25. Обучением в местной школе было охвачено 53 мальчиков и девочек из 78 детей школьного возраста.

В 1853 году здесь построили церковь — деревянную, в виде креста, с одним куполом, с тремя выходами (главный — на запад, запасные — к югу и северу). Она сохранилась до этого времени и семь лет назад на пожертвования населения отреставрирована.

Хотя село еще за тридцать лет до отмены крепостного права считалось свободным, однако жилось здесь людям бедно. Серые оподзоленные почвы по большей части на малодоступных холмиках, испытывавших разрушительное действие эрозии, родили мизерно. Это вынуждало трудящихся отправляться на поиски куска хлеба в Бесарабию и Таврию. Но часто домой работник возвращался на Покрова (тогда заканчивался срок найма) с пустыми карманами. А в худшем случае еще и приносил лихорадку, которую было тяжело вылечить.

Не все, однако, в Карачковцах нищенствовали. Зажиточно жил, например, Григорий (Григорко) Корецкий, который владел 20 десятинами пахотной земли, 30 десятинами леса, имел на Лысой Горе (так зовется урочище, что граничит с черчецкими землями) хутор, где жил лесник, что охранял его лес, содержал много скота.

Не знали лишений Иван Назарук, Федор Шкунда, Федор Сикорский и некоторые другие хозяева. В начале тридцатых годов они были выселены из села, а некоторых раскулачили.

Начало XX века ознаменовалось российско-японской войной. Узнали о ней в Карачковцах из писем воинов-солдат, которые проходили действительную военную службу, но непосредственного участия в боях не принимали. Уже потом о том страшном побоище на Дальнем Востоке рассказали цыковчане Даниил Сторожук и Юлиан Телятицкий.

Обожгла своим пламенем Карачковцы и первая мировая война. В солдатский строй стали десятки молодых ребят и мужчин. Многим из них было суждено познать всю горечь плена. Андрей Вальчук и Михаил Городыський мучались на чужбине четыре года и только в 1918 году вернулись в родные дома. А семей, которые потеряли кормильцев в той кровавой бойне, не перечислить, ибо очевидцев нет в живых, а документы, к сожалению, не сохранились.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию, или, как теперь называют ее, Октябрьский переворот, карачковчане встретили с радостью, надеясь, что наконец наступят лучшие времена. На собраниях трудящихся Цыковской волости 18 мая 1919 года избран волостной ревком, председателем которого стал житель Карачковец Андрей Иванович Барциховский. В состав ревкома вошел также и житель Карачковец Римарчук,

Герасим Бойко, Тит Побережный, Михаил Городыський воевали на фронтах гражданской войны.

Отгремела война, село становилось на мирные рельсы. В 1923 году после ликвидации Цыковской волости оно отошло к Смотричскому району.

В 20-х годах в Карачковцах возникла комсомольская ячейка, которая объединяла в 1941 году 15 юношей и девушек.

В конце 1932 года по инициативе Андрея Барциховского организовался колхоз, который хлеборобы Карачковец назвали именем Георгия Димитрова. Первыми подали заявления о вступлении в него Агафья Нейко, Иван Федорович Гординский, Вера Семеновна Носовская с братом Николаем, Анна Ивановна Городыськая и Николай Иванович Топольницкий. Уже через год (конечно, не без «помощи» сверху) колхозниками стали почти все. Правда, Франц Мазуркевич и Федор Пазынюк так и остались одноособниками до конца своих дней.

Возглавлял колхоз на первых порах Андрей Барциховский, в лице которого видели поборника новой жизни. Когда же он перешел работать в Смотричскую МТС, правлением руководил Г. И. Топольницкий, его сменил И. Ф. Гординский, но как только при Смотричской МТС открылись курсы трактористов, он попросился на них и всю свою сознательную жизнь посвятил этой профессии.

Позже в колхозе председательствовали житель Балина Григорий Тарасенко, цыковчанин Филипп Твердохлиб, а перед нападением немцев — житель Залучья Загородный.

За период существования колхоза было возведено девять общественных зданий, построено хранилище для хранения овощей. В селе была начальная школа, изба-читальня, которой заведовал А. Корецкий, функционировал медпункт.

Репрессии 1937—1938 годов не обошли и Карачковцы. Жертвами их стали Андрей Барциховский, Семен Булык, Федор Шкунда, а также священник Иван Афицкий.

Хлеборобы Карачковец работали не покладая рук, и земля отблагодарила за это. Уже в 1940 году на каждом гектаре здесь собрали по 12 центнеров зерновых. Четыре лучших производственника были утверждены участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

22 июня 1941 года в наш мирный дом ворвалась война. Воспользовавшись преимуществом в технике, внезапностью нападения, гитлеровские орды продвигались к востоку. В первых числах июля Карачковцы были оккупированы врагом.

Новые хозяева взялись насаждать свои порядки. Колхоз переименовали в общественный двор. Началось преследование активистов. Население обложили высокими налогами, 3 марта 1942 года начали принудительно отправлять на каторжные работы в фашистскую Германию юношей и девушек. Навечно остались на чужбине, и никто не знает, где их могилы, Иосиф Францович Мазуркевич, Елена Андреевна Крылюк, Иван Маркович Пазынюк, Василий Иванович Назарук, Иван Терентиевич Ильницкий, Елена Ивановна Городынская.

Но непокорные жители Карачковец не смирились с оккупационным режимом, не стали на колени перед фашистами. Когда в соседней Цыковой К.А. Малык, который был прислан сюда из-за линии фронта, организовал подпольную группу, ее пополнили карачковчане (по-местному карачуны) заведующий начальной школы Сагалай (выяснить имя не удалось), Георгий (Юрий) Сергеевич Переверзев (из окруженных) и местные жители Алексей Андреевич Корецкий, Николай Иванович Вальчук и ныне еще живой Иван Григорьевич Рыбак.

Позже группа влилась в партизанский отряд имени Чапаева, что действовал на территории тогдашних Смотричского и Чемеровецкого районов. Народные мстители препятствовали заготовке и вывозу в фатерлянд сельскохозяйственной продукции, портили телефонные линии, сепараторы, молотилки, распространяли листовки, а в канун Октябрьских праздников 1943 года над одним из помещений вивесили красный флаг.

Кто не знает, какому риску подвергались те, кто наперекор самым страшным угрозам оккупантов, осмеливался прятать евреев. Однако карачуны без колебаний предоставляли пристанище еврейским семьям. В селе многим было известно, что несчастные выкопали землянку и жили в ней, подальше от злых глаз. Жители Карачковец доставляли жертвам преследований еду, одежду. Когда же лихой человек выдал это место, карачуны помогли евреям перебраться в Заремщину (это лес между Карачковцами и Черчем), выкопать там и обустроить для жизни землянку, а при сильных холодах забирали несчастных по домам.

Особенно много сделали для спасения невинных людей простая крестьянка баба Харабыха (так в селе называли Марию Мартыновну Хробачук) с мужем Василием Романовичем. Жили супруги близ леса, на краю села, над глубоким оврагом, что порос зарослями, которые здесь називают хащиной, в старой, Бог знает когда построенной хате. Так что до их жилища было достаточно легко добраться незамеченными, а то и пересидеть в овраге. Именно здесь в морозы, в осеннее ненастье скрывались евреи. Всем делилась с ними добросердечная мужественная Харабыха, обшивала, обстирывала их, сообщала об опасности, подстерегающей их.

Весной сорок четвертого, когда уже потеплело и отверженные перебрались в землянку в лесу, к ней прибился какой-то захожий и донес фашистам об увиденном. Смотрич тогда именно разлился так, что на правый берег от немцев и их прислужников удалось перебраться лишь тем, кто был сильным и здоровым. А немощные и дети все приняли в землянке мученическую смерть от пуль и огня.

Те же, что спаслись от оккупантов, ежегодно в середине марта посещали Харабыху, а спасенная ею Рая Захарьевна Зильберман - называла Марию Мартыновну мамой.

К сожалению, уже нет у живых бабы Харабыхи, как и многих тех, кого она согрела своим теплом и любовью в лихое время.

1-6 мая 1998 года. И. Курковский, краевед.

Карачковцы

Это живописное подольское село, обрамленное со всех сторон толтрами, на которых зеленеет лес, расположено на левом берегу Смотрича, на широком полуострове, с узким перешейком на востоке.

На правом берегу реки на глубоких оврагах разместилась меньшая часть села, или Большая и Малая Зарика. Это место было заселено, очевидно, несколько позже, когда на полуострове места для новоселов уже не хватало. Крестьяне были вынуждены тяжелым трудом отвоевывать в природе маленькие, малодоступные лоскутки земли, раскорчевывая их, чтобы возвести жилье, а затем расширяли их под огороды. Поэтому-то и сейчас здесь отдельные огороды обрабатываются только вручную.

Разделяет Большую и Малую Зарику поток, берущий свое начало на антоновских полях и называют его местные жители Нейковым. Эта небольшая речушка, преодолевая на своем пути скалистые перекопы, образует несколько водопадов. Особенно красив водопад возле так называемого Фесёвого яра. Здесь вода, обрушиваясь с высоты 3-4 метра, образует внизу небольшой бассейн, где летом купаются не только местные жители, но и из окружающих сел, а бельская молодежь отдыхает постоянно.

Первые сведения о Карачковцах идут с середины шестнадцатого века. Однако, есть основания думать, что Карачковцы были населенным пунктом еще в глубокую древность, поскольку во время исследований нередко попадают на каменные орудия труда (зубила, молотки и др.). Первое название села было Карстовая Лука, Карасивка, Карамовка. Карачковцы вместе с соседней Цыковой входили в состав королевских имений.

Существует легенда, что когда-то давно на месте Карачковец находился старинный город (стольный огород) под названием Золотое Яблоко, в котором жили князья, и уничтожил его Соломий Буйняк.

Есть и другие версии происхождения названия села. По одной из них, сюда с округи засылали непокорных для отбывания наказания - на кару, откуда и пошло название села. По второй версии, турки держали здесь пленных и вынуждали их "гусиным шагом", то есть "на карачках" (четвереньках), взлезать на гору Сокол и оттуда вниз.

Богато село на археологические памятки. С восточной стороны Карачковец, на перешейке полуострова, при въезде в село, встречаем след городища княжеской эпохи, которое состоит из высокого насыпного вала, расположенного в виде четырехугольника с поперечным валом посередине и отрезанного глубоким оврагом от прилегающей горы.

На юго-запад в урочище Скала сохранилось городище древнерусских времен, при раскопках которого встречается глиняная посуда и другие предметы.

На высоких пригорках на правом берегу реки Смотрич с северной и западной стороны села раскинулись группы курганов (или как их называют, могил). В 1883 году профессор Б.Антонович откопал одиннадцать курганов, в которых оказались скелеты и при них бронзовые паянные кольца, железные гвозди и др.

С северо-западной стороны, выше села, возле крайних изб большой Зарики, на правом берегу реки Смотрич поднялась почти на километр Сокол-гора, или просто Сокол. Она выдвигает свою скалистую могучую голову из густой зелени леса и кустарников. На половине ее высоты виднеются два входа в пещеры. Сейчас пещеры небольшие по размеру, а в начале века в них можно было забраться, они имели ходы до 130 метров. Внутри пещеры напоминают небольшие комнаты: очень обожжены, по-видимому когда-то в них раскладывали очаги.

По народным пересказам, в этих пещерах разбойник Боян прятал свои бесчисленные сокровища. В густом лесу в свое время скрывались Устим Кармелюк и его побратимы.

На противоположном берегу реки Смотрич, напротив Сокола, раскинулась Оксан-гора. Есть основания предполагать, что эти две горы очень давно составляли единое целое, но они стояли на пути тогда полноводного и бурного Смотрича, и пробивая себе путь к Днестру, он размывал русло и разделил горы. Много есть здесь еще и других интересных мест.

В 1564 году село "держала" Писарская, причем крестьяне, в числе десяти, не платили никаких налогов. Здесь же была мельница, от которой получали мерную, то есть плату при помоле зерна, что составляло в целом 10 злотых.

В следующем году (1565) Карачковцы принадлежали Кочминскому.

В 1569-1586 гг. владельцем был Бориславский, позднее село было в собственности Воленсия Калиновского, каменецкого старосты, с 1676 года - Сильницкого.

В начале ХІХ века Карачковцы принадлежали Малаховской, после смерти которой "высочайшим указом" от 25 апреля 1808 г. они переданы статскому советнику Аденскому без уплаты арендной суммы. А затем в 1830 году Карачковцы, как и Цыкова, стали казенным селом.

Дворов тогда в Карачковцах насчитывалось 139, жителей - 696. В 1892 году в Карачковцах открыта церковно-парафиальная школа. До того дети, которых родители хотели учить, посещали Цыковскую школу, но, как свидетельствуют архивные документы, таких было мало и абсолютное большинство крестьян не знало грамоты.

В 1853 году здесь построили церковь - деревянную, в виде креста, с одним куполом, с тремя выходами (главный - на запад, запасные - к югу и северу). Она сохранилась к нашему времени и 10 лет назад на пожертвования населения отреставрирована.

Курновский Иосиф Григорьевич
"История села Карачковцы", 2002 г.