Перейти в главное меню | на исторические сведения | на список сел района | показать на карте

СВЕРШКОВЦЫ

Село, центр сельского Совета. Расположено за 6 км. от районного центра и за 7 км. от железнодорожной станции Закупное. Население - 1285 человек. Сельсовету подчинены села Демковцы и Залесье.
В селе есть средняя школа, библиотека, медицинская больница, дом быта, дом культуры, мельница, пилорама, детский садик.
В районе села выявлены остатки поселений времени бронзы.

См. Сецинский Е. Исторические ведомости о приходах и церквах Подольской епархии. Каменецкий уезд.

О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ НАЗВАНИЕ

Село Свершковцы упоминается в летописных источниках 1493 года. Свое название село получило от украинских землевладельцев Сверчей, которым в XV - XVI веках принадлежало немало сел и городков нашего края.
"Несомненно, что Свершковцы происхождением своим обязаны Сверчам, которым в XV - XVI в. принадлежали многие села в окрестностях Гусятина. В 1482 году владельцами Свершковец были Вихна из Нищеслав и муж ее Адам. В 1493 году было в Свершковцах 37 дымов."

(Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. Выпуск седьмой. Каменец-Подольский.
1895. Под редакцией Н.И.Яворовского
).

К северо-востоку от села возвышается вторая по высоте толтра Демковецкая Скала с пещерой высотой 386 метров над уровнем моря.


Ведомости про основание села Свершковцы относятся к давнему времени - из письменных и вещественных памяток известно, что село Свершковцы основано в III столетии.

На территории села найдены разные предметы старины, орудия струда, топоры, монеты. По народным преданиям, первые поселения были расположены по обе стороны речки Жванчик.

В 12-13 вв. в селе насчитывалось 47 дворов. Сохранились земляные валы вокруг некоторых усадеб длинной 200 сажней и шириной 6 сажней, высотой 2 сажней с целью защиты от татаро-монголов. В 1250 году село захватили татаро-монголы, которые издевались над населением сел Свершковцы, Демковцы, Юрковцы, Чемеровцы.

Село Свершковцы упоминается в древних актах 1494 г. Тогда в нем было 73 хозяйства. По историческим данным, данным в книге "Историческое описание Каменец-Подольского уезда", село Свершковцы было известно в 15 в. Название села походит от фамилии украинских помещиков Сверчей, которым в 15-16 в. принадлежало большинство сел и местечек территории Чемеровецкого и Каменец-Подольского районов.

С 1530 по 1573 года в селе Свершковцы панували украинские помешики Сверчи. В 1582 году на село напали турки. В долине между Бережанкой, Андреевкой, Чемеровцами было сожжено население окружающиих сел, которок не хотело покориться турецкому султану. В 1586 году турки были выгнаны с Подолии. Село снова попало в зависимость к полякам и пребывало под гнетом польской шляхты до 1793 года.

В 1796 году крестьяне Свершковец вместе с крестьянами ближайших сел восстали под управлением крепостного из села Бережанки Степчука Олексы. С участниками восстания поляки жестоко расправились и насаждали католическую веру. Они организовывали крещение населения в Кутковецком, Збрижском, Кугаевецком костёлах. Население, принявшее католическую веру, получало некоторые привилегии. Против польского гнёта еще с большей силой проходило и предыдущее восстание в 1644 году. Повстанцы объединились с отрядом Б. Хмельницкого и принимали участие в освободительной войне до подписания договора.

В течение 17-18 вв. в селе Свершковцы панували Калиновские, Дотоцкие, Шидловские, Зеленские паны.

С 1849 по 1917 года владел землями села помещик Додулькевич, которому принадлежало 1600 десятин земли, а селянам 655 десятин. Панскую землю обрабатывали ручным примитивным способом, жали 1-12 снопов, хлеб за безценок скупали купцы, которые отправляли его через Гусятин за границу.

В период первой российской буржуазной революции 1905-1907 гг. население села приняло активное участие в революционном движении. В 1907 году селяне поднялись на борьбу против пана Додулькевича. Поводом к восстанию была низкая оплата труда во время жатвы. Пан платил за десятый сноп, селяне требовали за восьмой, в результате чего поднялось восстание. Пану пришлось бежать. Лишь при помощи жандармерии восстание было подавлено.

В августе 1914 года началась империалистическая война, в которой принимали участие и жители соседних сел. В феврале 1917 года в селе была организована демонстрация, в которой принимали участие более 100 человек. Фронт стоял по речке Збруч с 1 августа 1914 года по февраль 1917 года. В 1918 году село было под властью поляков, которые требовали от крестьян возвращения польской собственности. Летом через село проходила 45-тысячная деникинская армия, которая также организовывала убийства мирного населения, грабила у селян хлеб, имущество, коней, скот. После изгнания деникинцев и поляков Красной армией окончательно установилась Советская власть в декабре 1920 года.

П.В. Король, НПП "Подольские Толтры"


Село Свершковцы

По админ. делению 16 в. Каменецкий уезд 16 в.
По админ. делению 19 в. Каменецкий уезд 19 в.
По админ. делению 20 в. Чемеровецкий район

Церковь Покрова
Храм основан: 1710 г.
Комментарийий: Церковь Покрова построена около 1710 г. - деревянное трехкупольное сооружение. В 1830 г. переделана в однокупольную. Ремонты 1862, 1887 гг. Иконостас 4-ярусный. [ПЦ, с. 489; СКУ, с. 443 - 445]. Церковь Непорочного зачатия Девы Марии 1765 г. [ZDR, s. 6]. Церкви нет [КХм].

В седую древность жил пан Калистин, который имел хорошее большое поле. Рядом было поле скупого соседа - доругого пана, который много раз залазил на землю Калистина. Разгневанный Калистин решил проучить зависливого пана и приказал выкопать большой ров, как границу между своей и чужой землей. Когда люди копали этот ров, вдруг в одном месте из-под земли забурлила вода, которая вскоре очистилась и люди решили попить ее, чтобы утолить жажду. С первыми глотками люди почувствовали, что их силы прибавились, и поняли, что вода не простая.

Источник обложили камнями. Вода свои целебные свойства приумножила после того, как источник посетила Сама Матерь Божия. Она на большом камне оставила Свой след. Люди знают, что вода лечит глаза, поэтому все, у кого болят глаза, приходят утром на большие праздники к источнику и тут умываются.

П.В. Король, НПП "Подольские Толтры"

Легенда про Парасин камень

С пригорка, на котором построена церковь, хорошо видно села Свершковцы и Демковцы, что разлеглись по обе стороны речки Жванчик.

Когда-то на месте церкви был длинный окоп, это была граница между селами. Люди объединились в колхоз, окоп разрушили, а в памать про границу остался камень, названный в народе Парасин, все его обминают.

Легенда рассказывает такое. Жила когда-то в селе красивая девушка Парася. В народе ее звали рукодельницей, потому что любила она вышивать. На Пасху девушка погнала пасти овец и взяла с собой вышивание. Мать поучала дочку, что в этот день грех вышивать.

Но не послушалась дочь маминых слов. Тогда мать прокляла дочку страшным проклятьем: чтобы она окаменела. И исполнилось матернее прокятье. На том месте, где девушка на Пасху вышивала, стоит камень, а вокруг него рассыпаны маленькие камешки. Это, говорят люди, Парася пасет овец и вышивает рушники.

П.В. Король, НПП "Подольские Толтры"