Перейти в главное меню | на исторические сведения | на список сел района | показать на карте

ЦИКОВА

Село, центр сельского Совета, расположено за 45 км. от райцентра и за 3 км. от железнодорожной станции Балин. Население - 974 чел. Сельсовету подчинено село Карамивцы.
Есть девятилетняя школа, клуб, библиотека, медпункт.
В исторических документах Цикова упоминается с 1460 года. До 1923 года село было волостным центром. Вблизи Циковой выявлены орудия труда времени неолита.

Король П.В., НПП "Подольские Толтры"

См. Сецинский Е.А. Археологическая карта Подольской губернии

См. Сецинский Е. Исторические ведомости о приходах и церквах Подольской епархии. Каменецкий уезд.

К селу Цикова присоединено или включено в его черту с. Циковка.

Источник: Українська РСР. Адміністративно-територіальний поділ. Том 2.
- Видавництво політичної літератури України. - К.: 1969. - 632 С. - с.484-488.

В 1569 году — Чихова, а с XIX ст. — Цикова. Первая церковь построена в 1734 году на средства местного священника Иоанна. Это строение было деревянное, трёхкупольное.

Сорочан Ю.
"Нове життя"


Село Цикова

По админ. делению 16 в. Каменецкий уезд 16 в.
По админ. делению 19 в. Каменецкий уезд 19 в.
По админ. делению 20 в. Чемеровецкий район
Комментарийий : упоминается с 1460 г. [ІМСХм].

Церковь Вознесения
Храм основан: 1725 г.
Комментарийий: Поп в селе известен с 1725 г. Церковь Вознесения построена в 1734 г. - деревянная с тремя квадратными куполами, земляным полом. Новая церковь на новом месте построена в 1772 г. - дубовая, с тремя восьмигранными куполами. Она сгорела в 1793 г. После этого в колокольне устроено часовню. Новая деревянная церковь построена в 1860 г. - бескупольная, с фонариком над серединой. Длинна 7.5 саж. (16 м), ширина 3 саж. (6.4 м) [ПЦ, с. 444; СКУ, с. 239 - 240]. Церкви нет [КХм].


Цикова

Среди разнообразия подольских толтр, окруженное с трех сторон лесом, утопая в вишневых и яблоневых садах, красуется современное подольское село Цикова. Находится Цикова на крайнем востоке Чемеровецкого района, на расстоянии от Чемеровец более сорока километров. До ближайшей станции Балин 5 км.

В исторических документах Цикова упоминается в 1460 году, в разрешении сдавать десятину в пользу каменецкого бискупства.

Сперва село носило название "Чуковая дубрава", можно предположить, что название пошло от "чудовой" (чудесной), красивой лесовой дубравы, так как село находилось глубоко в достаточно красивом лесном массиве. Потом Чукова, Цюкова (вероятно, от слова вырубать, "выцюкивать" лес).

В позднейших документах, хотя и редко (особенно церковных) находим и "Цикова". Многолетние исследования свидетельствуют, что село намного старше, основано намного раньше, чем говорят документы. Было оно расположено на другом месте. Ведь на северо-восток и восток от современного села в урочищах "Гора", особенно на "Марчишином клине" находим орудия труда и быта периода неолита.

Достаточно интересным является урочище "Била крыныця",в этом урочище на левом берегу Цикивки в восьмидесятых годах ХХ в., после сильных дождей, которые смыли верхний слой грунта, хорошо просматривались более 20 м мастерски вымощенной дороги, ведущей на правый берег речёнки, который намного выше левого, видно было печь, в которой, вероятно, в древности обжигали посуду.

Еще дальше на восток, у дороги Каменец-Подольский - Хмельницкий находится урочище "Габына", или, как теперь его называют жители, "Попова млана". Название урочища пошло от того, что до начала первой Мировой войны на левой стороне дороги была корчма, подсение (заезжий двор). Владелицей корчмы была Габына, отсюда и название урочища.

Именно в этом урочище, кроме орудий труда, здесь до середины тридцатых годов на так называемой "Тамышней ниве", стоял каменный крест, как утверждают старожилы, на нем четко просматривалась цифра (1380), что это был за крест - никто не знает. В середине пятидесятых годов механизаторы местного колхоза здесь выпахали каменную плиту, на которой надпись была сделана по-латыни, что было написано, никто не мог прочитать, но на плите был выбит год 1380.

Трудно даже установить, было ли это одно, раскиданное по холмам почти на трех километрах село, или это было несколько поселений, последнее, похоже, более вероятно.

Но на старом месте следы села утрачены и лишь через сто лет снова встречаем документы про Цикову.

Бытует две легенды про старое село, и обе они имеют право на существование.

Первая - лютовала в то время чума, подавляющее большинство жителей погибло, те же, что остались, покинули эти страшные места и поселились в другом месте.

Вторая - село уничтожили татары, молодых мужчин, женщин и мальчиков с девочками забрали в плен, детей, старых и немощных уничтожили, и это более вероятно.

Снова упоминание о селе находим в документах середины ХVI в. Новое место поселения, как говорится в документах, находилось в шести верстах от местечка Смотрич на юг, именно здесь и находится современное село.

Свидетельством того, что именно здесь впервые поселились жители села, является и то, что дорога, связывавшая Цикову с Карачковцами, проходила по этой улице. Уже намного позже была проложена теперешняя дорога на Карачковцы.

В конце улицы, во дворе старой школы или близко около нее было панское имение. Свидетельством этого является то, что улица, что проходит в северо-восточной части села, старожилы называют "Вогруд" (производное от польского "Огруд", исходя из местного диалекта Вольна, Воленса). Колодец, выкопанный неподалеку старого помещения школы, где когда-то панская челядь брала воду, зовется "Студней" (от польского - колодец). Все это свидетельствует про то, что Цикову арендовали в основном поляки.

За то, что здесь размещалось польское имение, свидетельствует и то, что один из огородов, расположенный неподалеку, старожилы называли "польской кузней" и это так, ведь именно на этом огороде находим угольный шлак, остатки недоделанных деталей к разному сельскохозяйственному реманенту, орудия труда.

Раскорчевывался лес, расширивалось село. Так появились улицы "Поруб", "Зрубок", когда же практически уже негде было строиться, на северо-востоке теперешнего села крестьяне освоили достаточно холмистую местность, заселили ее, называлась эта часть "Новоселкой".
Но село потребовало расширения. В конце ХІХ века крестьяне неоднократно обращались в Государственную думу, к каменецкому губернатору, с просьбой выделить часть государственного леса для строительства жилья и расширения посевных площадей.

И лишь в конце двадцатых годов ХХ в. уже при Советской власти, было выделено более ста десятин леса для расширения села, посевных площадей.

В 1565 году село на вечное пользование было отдано Псарской. В нем, как говорится в исторических документах, было двадцать поселенцев.

С 1569 по 1583 гг. село держал (арендовал) Бориславский.

В начале XVII века Циковой владел Валентий Александрович Калиновский. В XVIII в., когда Карачковцы вместе с Циковой составляли одно староство, арендаторами или старостами были: Розвадовский, Малаховский и Антоний Липинский до 1790 года.
А потом польским правительством Цикова вместе с Карачковцами на вечное пользование без платы кварты, была дана Краковской Малаховской.

В 1795 году после второго раздела Польши, Екатерина Вторая подарила село Цикову чиновнику Четвертакову, но Малаховская, которой польским правительством была дана Цикова навечно, доказала свое право на собственность и арендовала ее до смерти, которая наступила в 1817 году.
Потом Цикову в двадцатилетнюю аренду передали чиновнику Иванову. По окончанию срока аренды в 1830 году Цикову вместе с Карачковцами передали в казну. Так село стало казенным (государственным).

Первая церковь в селе, как свидетельствуют исторические документы, была построена приблизительно в 1734 году (показания визиты 1759 г.). Находилась она неподалеку урочища "Кругляк", у кладбища, сооружена на средства священника Иоанна (Ивана). Церковь была деревянная, с тремя куполами, земляным полом. Но просуществовала она недолго, каких-то 15-20 лет, и была разрушена (сожжена); ведомостей нет.
В 1772 году деканом Смотрицким, Николаем Стрельбицким, на новом месте (в центре села), была сооружена новая деревянная (дубовая) церковь. Имела она также три купола, а само помещение было в виде восьмиугольника. Но и это помещение просуществовало достаточно мало. В 1793 году оно сгорело (причина пожара неизвестна).

С разрешения униатского, каменецкого оффициала Михаила Родовича, церковь временно была размещена в колокольне (каплице). В таком виде она просуществовала более пятидесяти лет, в этот период она и перешла в православие.

И лишь в 1860 году на юг за сто метров от церкви, что сгорела в 1793 году, было построено третье ппомещение церкви. Эта постройка была сооружена в виде креста, без купола, шириной 6,42 м, длинной 16,05 м. В середине тридцатых годов это помещение церкви было разрушено.

На месте разрушенной церкви в середине девяностых годов (из помещения магазина, построенного в 1941 году) было реставровано (перестроено) на средства крестьян и местного колхоза новое помещение церкви. Это помещение также построено в виде креста, имеет один купол. Все церкви, как и новая - Вознесенские.

Король П.В.,
НПП "Подольские Толтры"