Перейти в главное меню | на исторические сведения | на список сел района | показать на карте

ЧЕРЧЕ

Село, центр Залучанского сельского Совета, расположено на правом берегу реки Смотрич, за 32 км. от райцентра и за 15 км. от железнодорожной станции Каменец-Подольский. Население - 672 человек.
Работают средняя школа, клуб, библиотека, участковая больница, дом для одиноких престарелых.
О селе Черче первое упоминание в исторических документах относится к 1493 году. В с.Черче сохранились остатки древнерусского городища.

Король П.В., НПП "Подольские Толтры"

См. Сецинский Е.А. Археологическая карта Подольской губернии

См. Сецинский Е. Исторические ведомости о приходах и церквах Подольской епархии. Каменецкий уезд.

Черче (ранее Чернче) расположено на высоком полуострове, который образуется глубокой долиной реки Смотрич, на ее правом берегу, по соседству с селом Залуччя, которое находится на левом берегу, несколько южнее, в 23 верстах от города Каменеца-Подольского.
Поселение очень древнее. Если принимать во внимание название села (Черче или Чернче - монашеское), то можно предположить, что это поселение принадлежало когда-то православному монастырю.
В народе сохранилась легенда, что возле села Черче был когда-то монастырь, но в исторических документах Черче упоминается с XV века, как владение каменецких бискупов (при этом о монастыре того времени не находим никаких сведений). Следовательно, можно допустить, что село Черче принадлежало православному монастырю ранее XV века, да и сам монастырь существовал здесь не раньше того времени.
Вблизи села Черче находятся известные пещеры, которые называются Залучанскими, ибо расположены на землях села Залуччя.
Пещеры находятся в восточной части за рекой Смотрич, против костела, в лесу в урочище "монастырысько", где по бытующей легенде находился православный монастырь. Есть сведения, что до недавнего времени в этом урочище был виден каменный крест, который почти весь врос в землю.

М.Кундис,
директор районного народного историко-краеведческого музея.
"Нове життя", апрель 1998 года


Черче. Население православного вероисповедания. Поселение получило название свое от слова "чернче", или "монашеское". Есть основания верить, что здесь, на этом месте, где теперь урочище "Монастырыще", на высоком берегу р. Смотрич был когда-то православный монастырь. Говорят, что недавно на этом месте был виден крест, который теперь врос в землю. По историческим источникам Черче упоминается в ХV ст. как собственность каменецких бискупов, а о православном монастыре того времени мы не находим никаких ведомостей. Возможно предположить, что Черче до этого времени (ХV ст.) принадлежало православному монастырю. Как городок Черче выступает уже в 1565 г., а с 1578 г. жители его пользовались магдебургским правом и правом устраивать две ярмарки: на Богоявление и день Св. Варфоломея. Бискупским поместьем Черче было до 1793 года. и с того времени поступило в казну и подарено племяннице Потемкина Александре Браницкой.
Церковь в г. Черче существовала уже в ХVІ ст., так же и упоминается священник Черче в тогдашних налоговых списках. В прошлом веке (ХVІІІ ст.) была униатская церковь имени Св. Николая Мирликийского Чудотворца. Когда церковь была построена - неизвестно, остается известным только ее строитель - Федор Баландай, который в 1739 году был уже мертв. Церковь эта была деревянная трехкупольная. В 1790 г. она уже была с двумя куполами, так как третий купол был разрушен ветром и на месте этого купола была устроена обычная двускатная крыша, крытая соломой. Существующая теперь каменная церковь была заложена возле старой церкви в 1790 г. Она отчасти закончена на средства бывшей помещицы графини Браницкой и прихожан в 1815 г. и освящена во имя Св. Николая, но помещение не завершено. В 30-х годах устроены два деревянных купола; один над средней частью храма, а второй над входной западной частью; под последним куполом сделаны небольшие круглые окошки. В 1879 году церковь отштукатурена из середины и снаружи, устроен на каменной стене иконостас и церковь расписана в середине масляными красками. Иконостас теперь почернел от сырости и попорчен. Дом священника каменный, крытый соломой, а для псаломщика деревянный, крытый тоже соломой. Построены на средства земских сборов в 1895 г. (C.443-444)

Сецинский Е. Приходы и церкви Подольской епархии // Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. - IX Вып. - Каменец-Подольский, 1901. - 1232 с.


Костел 4-го класса. Построен епископом Каменецким Павлом Пясецким в 1637 году за свои сбережения. Длина 40, ширина 17, высота 19 ? аршин, на окраине небольшая башня. В 1856 г. стараниями администратора с помощью прихожан внутри возобновлен и украшен водяными красками престол, постоен новый - каменный. Орган переделан и помещен на вновь отстроенное меесто.
Главный престол:
1. Св. Троицы
2. Св. Девы Марии
3. Распятие Исуса Христа.

К-П. гос. архив. Ф.685. - Дело. 33. - С.82-84

ЗАЛУЧАНСКИЕ ПЕЩЕРЫ: ЛЕГЕНДЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

СЕЛО Черче... Расположено оно на мысе, окруженном высокими скалами ("Черчий кряж"). Село существовало еще до монголо-татарского нашествия. По легенде в нем был скальный монастырь, разрушенный завоевателями в 1240 году. До сих пор в лесу есть гора, называющаяся Монастырище. Про село упоминается в исторических документах XV-XVI столетий. Считают, что его название происходит от корня "черы" (чернец, чернцы). В селе находится разрушенный древний костёл, по рассказам построенный более трехсот лет назад.

Немного ниже по течению речки Смотрич - село Залучье. С периодом татарских набегов связана история залучанской церкви — без сомнения, ценного историко-архитектурного памятника старины. Есть ведомости, что она построена более трехсот пятидесяти лет назад. Характерна архитектура сооружения: грубый приземистый сруб, обшитые лессом бани и верхние части стен, деревянные крепления перекрытий. Позже церковь частично перестроили: гонтовую крышу заменили жестяной, обновили внутреннее убранство храма... Жаль, что этот памятник-произведение мастерских рук народа не изучен с достаточной полнотой, никем не охраняется и разрушается.

Владимир Иванович Даль (1801 ... 1872 г.) — российский ученый-диалектолог, лексикограф и писатель менше года пробыл на Подолье как врач во время страшной эпидемии холеры 1831 года. В своем рассказе "Червонорусские предания" он с сожалением отмечает, что встречаются в этом крае памятники старины, руины, пещеры, курганы, городища, остатки загадочных укреплений, но мало кто из местных жителей о них что-нибудь знает, или скажут в общих словах, что «тут воевали татары, литва, ляхи, или даже какой-то разбойник новых времен». Так давайте изучать историю родного края, достаточно богатую и интересную.

Вблизи сел Черче, Залучье, Негин находятся овеяные легендами пещеры, которые называются в литературе по-разному: Черчецкими, Залучанскими, Негинскими. В большой горе над Смотричем виднеются три пещеры: одна из них, называемая Городищем, длинная, две - короткие. Они расположены на половине высоты обрыва, но со временем к подножью скалы насыпалось столько земли, что теперь к ним можно подойти. На одном уровне с Городищем тёмным глазом чернеет грот "Конская пещера".

Издавна среди местных жителей живёт легенда, привлекающая внимание мастеров художественного слова и исследователей украинского фольклора. В селе Черче справляли свадьбу. Но продолжалось оно недолго: гонцы сообщили, что турецкие отряды окружают село. Люди поспешили в пещеры. Это было уже так привычно — прятаться в ней, свадьба продолжалась и там. Невеста захотела нарвать барвинка на свадебный венок и вышла из пещеры. Так враги выследили место убежища. В другом варианте легенды говорится так: спрятались люди от татар в пещеру. Прошел день, второй. Закончилась вода... Пошла одна женщина с ведром к речке. Вот тут и татары. Женщина убежала, за ней увязалась собака, которая и выдала убежище. Предложили нападающие людям в плен сдаться. Но хорошо знали ласку татарскую люди и свою будущую судбу — отказались. Тогда накидали татары при входе гречаной соломы, подожгли, и все, кто прятался в подземелье, не вышли больше на белый свет, задушенные едучим дымом.

Одним из первых легенды использовал в своей поэме "Подолье" (1826) польский поэт "украинской школы" Маврикий Гославский, который провел свое детство в Негине, а позже учительствовал в окружающих селах. Он воспевает красоту природы Подолья, возвеличивает героические исторические традиции нашего края, ратные подвиги его защитников, в частности казаков. В поэме много внимания уделено свадебному обряду.
...Нападение турков останавливает свадьбу. Молодой козак Артем берется за оружие, а его невеста Зося вместе с другими односельчанами прачется в пещере над Смотричем. Когда, казалось, опастность минула, Зося с девчатами вышла из пещеры... Их ждала та же трагическая судьба, как в легенде. Поєт писал: "Содержанием єтой части поємі является уничтожение нескольких тысяч людей в Залучанских пещерах в Каменец-Подольском уезде... Те пещеры, вымытые в скалах водой, тянутся под землей больше чем на двадцать верст и заканчиваются в селе Гуменцах".

Еще в прошлом столетии эти пещеры не раз посещали путешественники в поисках здесь того барвинка, про который говорится в легенде. Но находили только плющ... Заинтересовались ими и ученые. Была выявлена "Каменец-Подольская земская записовая книга" XVI века, в которой акт 1543 года засвидетельствовал про распределение земли между селами Черче и Залучье. В нем писалось, что пещера не принадлежит какому-то одному из этих сел, нею они могут пользоваться сообща, т.к. это «общее убежище в час пополоха земли». Жители обоих сел обязаны были изготавливать лестницы, чтобы по них добираться в пещеру. Тогда она была на недосягаемой высоте.

В конце прошлого века в пещерах выявлены сотни человеческих скелетов. Они были вынесены наружу и похоронены недалеко от входа в пещеру на берегу Смотрича. В 1899 году на могиле поставлен памятник с надписью: «Священнодействием епископа Дмитрия Подольского и Брацлавского здесь похоронены кости 3 июля, 1891 года христиан, удушенных некогда татарами и изнесенных из этих пещер». Теперь от захоронения и памятника не осталось и следа: за девяносто прошедших лет Смотрич изменил русло, и там, где когда-то была могила, теперь течет речка. Часть надгробий сохранилась и экспонируется в Каменец-Подольском историческом музее.

По поручению IV археологического съезда в России известный археолог, профессор Киевского университета В. Б. Антонович в 1883 году исследовал пещеру, составил ее план и детальное описание. «Смело, с опастностью для своей жизни, пролез он с веревкой и компасом в руках в главную пещеру, сделал план ее, копал намулы в ней и нашел там много костей человеческих и звериных» — писал известный исследователь Подолья Е. Сицинский.

В 1970 году тернопольские спелеологи провели в Залучанской пещере повторную топографическую съёмку. Пятьдесят метров — такова общая протяженность ходов, которые удалось исследовать. Далее смыкаются щели и идут завалы, гора наглухо закривает свои недра. Только молчаливый камень в тысячелетних морщинах бережет память про тех несчастных, что окончили последние минуты жизни в этой холодной черной могиле.

Так была раскрыта тайна пещер, стала понятной историческая основа поэтических легенд старого Смотрича.

М.Кундыс, директор районного народного историко-краеведческого музея
апрель 1998 года, "Нове життя "