Перейти в главное меню | на список сел Городокского района (на территории НПП) | к историческим данным | показать на карте

САТАНОВЪ м. — расположено на австрійской границѣ, на покатомъ лѣвомъ берегу рч. Збруча, при чемъ внизу находятся хаты мѣщанъ, выше — еврейское поселеніе, а еще выше — крестьянскія усадьбы, закрытыя садами. С. принадлежитъ къ числу древнѣйшихъ Подольскихъ поселеній. Въ окрестностяхъ мѣстечка и понынѣ находятся еще памятники сѣдой старины. Многочисленные курганы, скальныя пещеры и большой земляной валъ, идущій съ юго-востока къ р. Збручу и теряющійся затѣмъ на правой сторонѣ этой рѣки въ Галиціи, а также различныя находки въ предѣлахъ протяженія этого вала, — все это показываетъ, что мѣстность эта была заселена въ глубокой древности. Самое названіе нынѣшняго поселенія Сатанова нѣкоторые желаютъ пріурочить къ эпохѣ занятія Дакіи римлянами при императорѣ Траянѣ говорятъ, что одинъ изъ полководцевъ послѣдняго Тонилій, дойдя до мѣста, гдѣ нынѣ Сатановъ, будто бы спросилъ окружавшихъ его воиновъ: sat аut nоn? — т. е. довольно или идти далѣе? Легіонеры отвѣчали: sat. Это обстоятельство и дало будто-бы названіе Сатанову. Первое достовѣрное извѣстіе о Сатановѣ встрѣчается въ исторіи края подъ 1404 годомъ, когда Сатановъ пожалованъ былъ королемъ Ягайломъ польскому шляхтичу Петру Шафранцу; а затѣмъ преемникъ Ягайла, Владиславъ III, даровалъ С. права мѣстечка. Въ началѣ ХVI ст. С. принадлежалъ роду польскихъ дворянъ Одровонжей. Въ это время С. неоднократно подвергался опустошеніямъ со стороны татаръ; особенно значительно онъ былъ опустошенъ ими въ 1531 г., вслѣдствіе чего въ слѣдующемъ 1532 г. король Сигизмундъ I, по ходатайству владѣльца, освободилъ жителей мѣстечка отъ уплаты податей на 8 лѣтъ. Въ XVI в. Сатановымъ владѣлъ родъ Костковъ, одинъ изъ которыхъ построилъ здѣсъ въ 1581 году р.-католическій костелъ. Съ первой половины XVII в. С. принадлежалъ Синявскимъ; въ 1641 г. владѣлица Екатерина Синявская возвела мѣстечко на степень города и, съ согласія короля, предоставила поселенію "магдебургское право", выговоривъ себѣ право назначать войта (городскаго начальника) и право окончательнаго рѣшенія всѣхъ судебныхъ дѣлъ общины. За эту весьма сомнительную автономію владѣлица возложила на мѣщанъ обязанность постройки и содержанія въ исправности городскихъ укрѣпленій, а также снабженія ихъ артиллеріею и боевыми припасами. Въ половинѣ XVII ст., когда, какъ извѣстно, Украина и Подолія были театромъ упорной борьбы поляковъ съ Богданомъ Хмѣльницкимъ, Сатановъ подвергся разоренію. Но особенно тяжелымъ годомъ для С. былъ 1676 годъ, когда весною въ апрѣлѣ мѣсяцѣ на него напали турки. Послѣ турецкаго погрома въ 1676 г. С. немогъ поправиться и находился въ запустѣніи, и только въ началѣ XVIII стол. онъ началъ вновь заселяться. Въ 1722 г. владѣлецъ С., гетманъ коронный Адамъ- Николай Синявскій, построилъ здѣсь новыя укрѣпленія, состоявшія изъ каменныхъ стѣнъ и башенъ. Остатки этихъ укрѣпленій есть еще и въ настоящее время. Съ того времени вообще С. сталъ мало-помалу возрастать; стали затѣмъ сюда переселяться Проскуровскій у. 5 окр. греческіе, армянскіе и еврейскіе купцы, и мѣстечко вскорѣ пріобрѣло значеніе довольно важнаго торговаго рынка. Дочь гетмана Синявскаго, Софья, вышедшая замужъ за князя Августа Чарторыйскаго, выхлопотала въ 1744 г. королевскую грамоту на учрежденіе въ С. большой четырехнедѣльной ярмарки. Это еще болѣе усилило торгово-промышленное значеніе С. Избытокъ благосостоянія жителей прежде всего сказался на мѣстныхъ евреяхъ, и Сатановская еврейская община не замедлила прославиться своимъ богатствомъ и пріобрѣсти большое значеніе среди еврейскихъ кагаловъ въ Подольской землѣ когда въ половинѣ XVIII вѣка возникла въ Подоліи среди еврейскаго населенія мистическая секта "франкистовъ", то въ 1756 г. въ С. назначенъ былъ съѣздъ еврейскихъ раввиновъ изъ двухъ сосѣднихъ воеводствъ, которому предоставлено было судить сектантовъ и заставить ихъ покаяться. Послѣ Чарторыйскихъ Сатановъ въ отношеніи землевладѣнія имѣлъ такую судьбу: дочь Чарторыйскихъ, Елизавета Любомирская, получивъ это имѣніе въ приданное, передала его дочери своей, Александрѣ Станиславовнѣ Потоцкой, послѣ которой имѣніе досталось княгинѣ Сангушко. Послѣдняя передала Сатановъ дочери своей Маріи Потоцкой, женѣ быв. намѣстника Галиціи Альфреда Потоцкаго, и теперь имѣніе принадлежитъ дочери послѣднихъ, Тышкевичъ. Сатановъ въ настоящее время представляетъ довольно значительное мѣстечко съ 6.000 жителей; изъ нихъ до 2000 евреевъ. Въ мѣстечкѣ находятся: становая квар., камера мир. судьи и суд. слѣдователя, волост. правленіе, пограничный постъ и переходной пунктъ. Недавно въ С. устроенъ сахарный заводъ; есть большая вальцовая мельница на Збручѣ. — Р.-католическій костелъ во имя Св. Троицы 1581 г., каменный, имѣетъ въ мѣстечкѣ и окрестныхъ селахъ 5906 прихожанъ об. пола. — Въ вер. 3-хъ отъ мѣстечка находится Св.-Троицкій монастырь, бывшій до 1899 г. мужскимъ, а теперь женскій. Въ XVIII в. въ С. было 8 церквей: Воскресенская въ центрѣ, называвшаяся соборною, Благовѣщенская, Преображенская, Георгіевская, Покровская, Успенская, Николаевская и Іоанно-Богословская. Первыя пять церквей существуютъ и теперь, послѣднія же три не существуютъ. Приходовъ въ настоящее время въ Сатановѣ четыре. О Сатановѣ см. Под. Еп. Вѣд. 1862 г. № 3; 1883 г. № 1; 1886 г. № 51; Антоновичъ, Монографіи, I, 445; Sѣow. geogr. X, 336. 1164. Благовѣщенскій приходъ м. Сатанова — до 1894 г. состоялъ изъ половины м. Сатанова, с. Юринецъ, д. Спасовки и д. Александровки. Въ 1894 г. изъ с. Юринецъ и д. Александровки образовался самостоятельный приходъ при Св.-Георгіевской церкви. Нынѣ приходъ состоитъ изъ меньшей половины м. Сатанова и приписной деревни Спасовки, или собственно предмѣстья м. Сатанова съ Преображенскою церковью. Православнаго населенія 296 м. и 318 ж.; католиковъ около 500 д.; занимаются, кромѣ хлѣбопашества, гончарствомъ, сапожничествомъ, столярствомъ и др. Храмъ въ честь Благовѣщенія Пресвят. Богородицы — небольшой, каменный, съ деревяннымъ верхомъ, построенъ въ 1710 г. Иконостасъ церкви новый, устроенный въ 80-хъ годахъ на средства прихожанъ, одноярусный. Въ храмѣ есть надпись на камнѣ славянскимъ штрифтомъ: "Богу и Вседержителю, всея тваря Зиждителю, Иже во вѣки вѣка славимъ и во Творцѣ непостижимъ. Зде девица на вѣкъ вѣка быти маетъ, же Бога зачнетъ Ангелъ повѣдаетъ. Церковь іерея Алексѣя Кауша Благовѣщенія Богородицы. Се его рукъ сооруженіе, совокупишася кошта, и блаженій, абы моглъ мѣсце разорено сооружити во имя дѣвенно. И такъ Марія его подвизала, же совершено южъ повстало. Року Божія АPI мца мая кє". Въ Спасовкѣ есть Преображенская церковь, построенная въ 1814 г.; она — деревянная, о трехъ куполахъ. Въ районѣ прихода есть церковище Николаевской церкви, сгорѣвшей въ началѣ XIX ст.; оно ограждено каменною оградою. При Благов. церкви земли имѣется: усад. 1 д., пах. 50 д. и сѣн. 16 д. 300 с. Священническія помѣщенія построены въ 1880 — 1888 гг. на усадебной землѣ Бл. церкви, а псаломщическія на церк. землѣ Георгіевской церкви въ предмѣстьи Юринцахъ. Церк.-прих. школа въ приходѣ существуетъ съ 1897 г. 1165. Воскресенскій приходъ м. Сатанова — состоитъ изъ части м. Сатанова и приписныхъ приселковъ къ нему: Богословки, расположенной на склонѣ холма, называемаго "горой цыганской", и немного выше — Войтовины. Будучи до 30-хъ годовъ XIX в. малолюднымъ, приходъ расширился чрезъ присоединеніе къ нему приходовъ Успенскаго, который находился въ самомъ мѣстечкѣ, и Богословскаго деревни Войтовины и деревни Сатановской-Слободки. Населеніе состоитъ изъ крестьянъ и мѣщанъ, изъ которыхъ послѣдніе по записямъ принадлежатъ къ гор. Проскурову. Численность жителей 544 м. и 525 ж.; занимаются жители по преимуществу выдѣлкою кожъ, шитьемъ кожуховъ, бондарствомъ, сапожничествомъ, а также выжиганьемъ извести. Ремесленники раздѣляются на цехи, изъ которыхъ каждый имѣетъ свой флагъ, характеризующiй извѣстное ремесло. Флаги эти хранятся при церкви и употребляются при процесіяхъ. Жители же Богословки и Войтовины занимаются по преимуществу земледѣліемъ. Храмъ при Воскресенскомъ приходѣ — каменный, о пяти куполахъ, крытыхъ жестью. При немъ есть отдѣльно каменная колокольня съ 1849 г. Настоящій видъ храмъ принялъ уже въ 60-хъ гг. XIX столѣтія, когда послѣ неоднократныхъ пожаровъ былъ ремонтированъ наново. Первоначально онъ былъ объ одномъ куполѣ и имѣлъ при себѣ деревянную колокольню. Годъ постройки храма неизвѣстенъ. Въ прежнее время, до постройки настоящаго храма, здѣсь было еще два храма, которые были, по сказанію старожиловъ, уничтожены пожаромъ. На мѣстѣ престола одного изъ нихъ теперь стоитъ каменный крестъ, который обведенъ каменною оградою. Выдающимся пастыремъ въ м. Сатановѣ при Воскресенской церкви былъ Iаковъ Смогоржевскій, который много приложилъ трудовъ по устройству церк.-прих. школы и воспитанію народа въ религіозно-нравственномъ направленіи. Церковной земли 115 д. 1034 с. Ц.-прих. школа открыта въ 1871 г.; помѣщается въ каменномъ тѣсномъ зданіи. Школа грам. въ д. Войтовинѣ съ 1892 года. 1166. Георгіевскій приходъ м. Сатанова состоитъ изъ села или предмѣстья мѣстечка, Юринецъ, и д. Александровки. Названіе поселка "Юринцы", по народному сказанію, произошло отъ имени св. Георгія Побѣдоносца, въ честь котораго посвященъ здѣсь храмъ. Приписанная же къ этой церкви д. Александровка образовалась на мѣстѣ, очищенномъ послѣ вырубки лѣса и сдѣлавшемся годнымъ для жилья. Сюда были переселены помѣщикомъ Потоцкимъ крестьяне изъ с. Юринецъ, Покровки и Сатановки, которые и положили начало образованію д. Александровки. Населеніе — крестьяне-малороссы, 1600 д. об. пола и распредѣлены такимъ образомъ: 1300 д. живутъ въ с. Юринцахъ, а 300 д. въ д. Александровкѣ занимаются главнымъ образомъ хлѣбопашествомъ, которое весьма мало вознаграждаетъ труды ихъ, а также выдѣлкою кожъ, шитьемъ тулуповъ, садоводствомъ, скотоводствомъ и пр. Въ приходѣ есть 5 семействъ католиковъ, а въ д. Александровкѣ есть одна семья лютеранская и одна еврейская. Настоящій храмъ во имя св. великомуч. Георгія Побѣдоносца — деревянный, съ каменною западною частью, которая, по преданiю, была нѣкогда турецкой мечетью; деревянная восточная часть построена въ 1802 г. До 1865 г. храмъ былъ съ такъ называемымъ "опасанемъ", т. е. крыша со всѣхъ сторонъ спускалась въ видѣ навѣса; крытъ онъ былъ гонтою, а колокольня представляла невысокую башню, крытую соломой. Въ 1865 г. храмъ былъ капитально ремонтированъ, покрытъ желѣзомъ и приведенъ въ болѣе приличный видъ. Иконостасъ въ немъ досчатый, въ три яруса. Въ храмѣ есть замѣчательная по своей древности икона Христа Спасителя, которая во время нападенія на Сатановъ турокъ въ 1676 г. была изрублена мечами невѣрныхъ. Въ память этого событія сдѣлана на иконѣ надпись: "Образъ Спасителя, отъ турковъ посѣченный, 1676 року априля 22 дня", — а внизу: "О что се луна на солнце встати желаетъ? ово едали нами тма обладаетъ? Не возноси, луно, рогъ; жестоко бо прати противо рожну, свѣтъ нашъ сотретъ супостаты". Икона эта помѣщается въ золоченномъ рѣзномъ кіотѣ возлѣ храмовой иконы. Колокольня — каменная, построена надъ каменною частью храма, перестроенною изъ турецкой мечети. Св.-Георгіевскій приходъ въ 1854 г. былъ приписанъ къ с. Сатановкѣ, но не весь, а только церковь съ земельными угодіями, 60 дворами и д. Александровкою; 40 же дворовъ были приписаны къ Благовѣщ. церкви. Въ 1857 г. весь приходъ былъ приписанъ къ Благовѣщенской церкви Сатанова. Въ 1894 г. онъ снова былъ возстановленъ въ самостоятельный приходъ. Церк. земли 51 д. 1910 с. Причт. помѣщенія новыя, устроенныя въ 1894 г. Въ с. Юринцахъ есть министерское народ. училище, открытое въ 1877 г. Школа грамоты для дѣвочекъ съ 1898 г., помѣщается въ наемной крестьянской избѣ. Школа грамоты въ д. Александровкѣ съ 1895 г.; открыта свящ. С. Стопакевичемъ; помѣщается также въ наемной крестьянской избѣ. Изображеніе иконы Спасителя и описаніе ея см. "Подолія", изд. П. Н. Батюшкова. 1167. Покровскій приходъ м. Сатанова занимаетъ ю.-в. часть мѣстечка, населенную крестьянами и извѣстную подъ названіемъ Покровки. Въ шести верстахъ отъ м. Сатанова находится с. Зверховцы, входящее въ составъ прихода съ 1836 г.; село это расположено на равнинѣ, къ ю.-в. отъ С. Населеніе — крестьяне- малороссы, 307 м. и 324 ж. при Покровской ц., а въ с. Зверховцахъ 321 м. и 248 ж.; занимаются хлѣбопашествомъ, выдѣлкою кожъ и шитьемъ кожуховъ, продажею и покупкою скота, плотничествомъ и т. п. Есть католиковъ 5 м. п. и 12 ж. п., а также нѣсколько еврейскихъ семействъ. До 1816 г. здѣсь былъ ветхій деревянный храмъ, сгорѣвшій въ томъ же году. Настоящiй храмъ — каменный, въ честь Покрова Пресв. Богородицы, построенъ въ 1836 г. на средства прихожанъ, по благословенію Преосвященнаго Кирилла; стоимостью онъ 6000 руб., въ числѣ которыхъ есть 300 р., пожертвованныхъ церковнымъ старостою Сильвестромъ Середою. Первоначальный иконостасъ былъ пріобрѣтенъ изъ церкви с. Приворотья Ушицкаго уѣзда, писанный на полотнѣ. Въ 1839 г. съ 10 на 11 января отъ землетрясенія въ сводѣ храма образовалась трещина. Въ 1888 г. къ храму пристроена каменная колокольня, стоимостью 2700 руб. Въ с. Зверховцахъ изъ ма- теріала ветхой церкви устроена неизвѣстно въ какомъ году часовня. Церковной земли: усад. 2 дес. и пах. 33 дес. Причт. помѣщенія устроены частью въ 1886 г., частью въ 1895 г., а домъ для священника — старый, постройки 1848 года. Церковно-приходская школа съ 1890 г.; открыта священникомъ А. Разумовскимъ; помѣщается въ новомъ собств. зданіи. Школа грамоты въ с. Зверховцахъ съ 1891 г.; имѣетъ также новое помѣщеніе.

Сѣцинскiй Е. Приходы и церкви Подольской губернiи. Каменецкiй уѣзд. - с.896-900.

Сатанов - краткая историческая справка
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ОПОРНЫЙ ПЛАН

Сатанов - один из старинных украинских городков, архитектурно-планировочное наследие которых имеет большую ценность. Территория, на которой расположен Сатанов, как и территория всего Подолья, была заселена еще в седой древности. Об этом свидетельствуют находки археологов в урочище Кринцилов - каменные орудия труда, а также орудия труда бронзового и медного времени.
В последующие времена эта территория была заселена славянскими племенами тиверцев и уличей.
Настоящее время возникновения Сатанова неизвестно. Первое письменное упоминание о Сатанове относится к 1404 г., когда польский король Владислав II Ягайло дал Петру Шафранцю Сатанов с округой и Зиньков, обязав его за это выставлять на королевскую службу отряд вооруженных людей, таким образом призвав оборонять пограничные земли, в том числе и Сатанов.
Спустя некоторое время эти имения выкупил у Петра Шафранца Витовт, а в 1431 г. Ягайло передал их Петру Одровонжу. С того времени Сатановские земли принадлежали Одровонжам, их потомкам и наследникам свыше 300 лет.
Сатанов XV-XVI веков был одним из пограничных поселков, которые образовывали укрепленную оборонную линию польско-литовского государства на его южной границе.
Устав пограничного поселения сдерживал развитие Сатанова. Для обеспечения защиты жителей городка его владельцы Одровонжи построили на высоком берегу над Збручем замок.
Но, не смотря на это, Сатанов многократно до тла выжигали татары.Это вынудило Польского короля Сигизмунда II в 1532 году на 8 лет освободить от налогов его жителей.
Льготы, которые Одровонжи предоставляли тем, кто селился на их землях, привлекали новых жителей.
Сатанов быстро растет и в 1442 году получает статус городка.
Статус пограничного поселения совместно с опасностью нападения татар создавали благоприятные условия для развития торговли и ремесел.
Уже в 1565 г. в Сатанове работает 15 ремесленников, в 1566 г.- 50 - ремесленников, а 1583 г.- 58 ремесленников по 16 специальностям.
На грани XVI-XVII веков Сатанов имеет несколько предместий. На конец XVI века в 3 верстах от Сатанова возникает Свято-Троицкий монастырь, в стенах которого начинает свою деятельность Арсений Сатановский, выдающийся религиозно-просветительный деятель своего времени.
В бурном XVII веке Сатанов испытывает много бед. В 1677р. татары сожгли и ограбили городок. В 1618 г. татары снова ограбили Сатанов.
Рост населения Сатанова, развитие ремесел и торговли, борьба его жителей за свои права склонили наследницу Одровонжей Екатерину Сенявскую предоставить жителям Сатанова в 1641 г. Магдебургское право.
Развивается и культурная жизнь городка. В середине XVII века действует братская школа.
В период национально-освободительной войны украинского народа в 1648-1654 гг. Сатанов неоднократно переходит из рук в руки. В 1648 г. казаки захватили Сатанов. В 1651 г. Сатанов сожгли татары.
По Андрусивскому мирному договору 1667 года Сатанов отошел к Польше.
В 1702 г. захватили Каменец-Подольский, Сатанов и все Подолье. В 1673 году поляки снова отобрали Сатанов. В 1676 г. городок захватили турки; битва была кровавой, погибло 4 тысячи жителей.
В 1699 г. Подолье и входящий в его границы Сатанов были возвращены Польше.
В 1702 г. в Сатанове и его околицах вспыхнуло крестьянское восстание, которое было жестоко придушено. Карательный отряд был расположен в Сатановском Свято-Троицком монастыре, там же происходили пытки и казни восставших.
В 1711 году в Сатанове остановился Петр І, возвращавшийся из турецкого похода. Он жил в избе на околице городка. Эта изба сохранялась до середине XIX ст.
В 1720 годах владелец Сатанова коронный гетман Адам Иероним Сенявский укрепил замок и его стены и валы, окружающие город.
С 1744 г. в Сатанове ежегодно проводятся ярмарки, которые оказали значительное влияние на национальный состав и количество жителей.
В 1780 г. в Сатанове насчитывается 527 домов.
После третьего раздела Польши Подолье отходит к России.
В 1786 г. Сатанов вошел в состав Проскуривского уезда Подольской губернии. Владельцы Сатанова были в это время Потоцкие.
В 1830 г. в Сатанове уже 688 дворов и 2786 жителей.
За участие в польском восстании в 1830-1831 гг. городок был отобран у Потоцкого и предан в казну. Городские укрепления было перерыты. Но спустя некоторое время Сатанов снова возвращают уже потомкам Потоцкого.
В канун реформы 1861 года в Сатанове насчитывалось 403 крепостных человека.
На 1864 г. население городка составляло 3199 жителей. 135 крестьянских дворов не имели земельных наделов и пользовались приусадебными участками, размеры которых колебались от 0,5 до 0,7 десятин.
Период капитализма в Сатанове характеризуется уверенным ростом населения, развитием торговли и промышленности. В 1873 г. население городка составляет 4677 жителей, а в конце XIX ст. - даже 5 тыс. жителей, в городе имеется две православные церкви, костел, синагога, три водяных мельницы, слесарные мастерские, маслобойный и пивоваренный заводы.
В 1899 г. начал работать сахарный завод, увеличили производство кирпичный и черепичный заводы, каменоломня, два кожевенных завода.
Сатанов становится заметным внутренним рынком Подолья. На границе XIX-XX ст. здесь проходит 9 ярмарок в год, базар каждые две недели, торгует 81 лавка.
В 1911 году была построена земская больница. Работает парафиальная школа.
В ноябре 1917 года в городке была провозглашена Советская Власть.
В годы гражданской войны городок неоднократно переходит из рук в руки. Сахарный завод временно прекращает работу.
В 1923 году Сатанов - центр Юринецкого района Проскуровского уезда. С 1936 года - центр Сатановского района.
В 1926 г. была возобновлена работа сахарного завода, который не действовал несколько лет. Тогда же открыта начальная школа, а в 1927 году построена семилетняя школа.
В 1933 г. была построена Сатановская ГЭС, начала печататься газета "Колхозная правда".
В 1937 г. завершено строительство средней школы.
Великая Отечественная война нанесла значительные потери городу.
В годы войны в Сатанове были разрушены ГЭС, МТС, поликлиника, разрушено 136 жилых домов.
1945-50 гг. вошли в историю городка как годы восстановления и возобновления. Снова стала в строй ГЭС, отстроены жилые дома, построен плодоконсервный завод. Приняты меры по озеленению городка - посажено более 200 деревьев. Установлен памятник В.И.Ленину.
В 1966-69 гг. построены 4 двухэтажных дома, дом для учителей, проведен водопровод, построена автостанция, заасфальтированы и освещены центральные улицы.
Планировочное развитие Сатанова.
Возникший на рубеже XIV-XV веков Сатанов долгое время был пограничным городком польско-литовского государства и имел соответствующую для такого типа средневекового города структуру: замок-посад. Эта структура существовала в течение 1 в. существования города.
На рубеже XV-XVI ст. Сатанов имел хороший для того времени укрепленный замок, построенный Одровонжами, собственный городок, от застройки которого до нашего времени сохранилась лишь синагога оборонного типа (1532 г.) и некоторые предместья, получившие потом названия, которые имели соответствующие приходские церкви: Спасовка, Покривка.
В следствие того, что Сатанов до середины XIX ст. был частной собственностью, его развитие было замедленным и эта структура сохранялась до второй половины XIX ст., когда в городе было построено много новых предприятий.
Средневековая планировка Сатанова формировалась в течение столетий вместе с историческим развитием города. Возвышенный правый берег заводи реки Збруч, порезанный глубокими оврагами, был удобным для создания хорошо укрепленного замка и поселения.
Это и определило панорамный характер городской застройки вдоль долины реки Збруч в последующие времена. Рельеф местности и конфигурация территории, пригодной для поселения, обусловили как общую планировку поселения, так и размещение основных сооружений.
Уличная сеть Сатанова была образована из улиц-дорог, которые шли вдоль замка и поперечных улиц, параллельных укреплениям городка. Так возникло в Сатанове рациональное планирование, которое сохранилось за некоторым исключением и до нашего времени.
Композиционными узлами этой планировки является замок и ансамбль Рыночной площади вместе с синагогой и приходскими церквами, расположенными на крутых склонах Збруча.
Этот силуэт города, который сформировался в XVI-XVIII ст., сохранился до начала XX ст.
Главным композиционным узлом Сатанова в XVI-XVIII ст. был замок.
Его каменные укрепления возникли на рубеже XV-XVI ст. и отразили новые фортификационные направления, которые были вызваны развитием огнестрельного оружия. В отличие от таких больших замков, какие были построены в Луцке, Каменце, Хотине, Остроге, мелкие феодалы строили небольшие замки, которые не приспосабливались к рельефу местности, а имели правильное геометрическое планирование. Регулярная планировка обеспечивала значительные преимущества при защите замка, сокращала периметр стен по сравнению с замками, планировка которых полностью опиралась на рельеф.
Замок в Сатанове расположен в северной части поселка на высоком берегу р. Збруч. Он построен в конце XV ст. на месте существовавших ранее укреплений XIV ст. В конце XVI в. был реконструирован, в связи с чем приобрел новую пятиконечную форму с угловыми пятигранными башнями.
В 1720-1724 гг. владелец Сатанова Адам Иероним Сенявский отстроил городские укрепления и одновременно реконструировал замок, возвел внутренние стены, вставшие на существующем земляном валу. Между внешними и внутренними стенами был образован ров.
Площадь замка составляла 1,5 га. Три его стены имели длину 105 м каждая, четвертая - 85 м, пятая, южная - 65 м. Башни выходили на линию стен и были пятигранными, со сторонами 8,5 м.
Высота стен в некоторых частях достигала 10,5 м, толщина стен -1,5 м.
В наше время осталось лишь три пятигранные башни XVI в. да одна древняя, круглая, которая стоит отдельно.
Северная и западная пятигранные башни были трехярусные с плоскими перекрытиями. На уровне третьего яруса в стенах прорезаны окна и бойницы. Завершал башню парапет, украшенный декоративной лентой из одного ряда кирпича.
Восточная башня в руинах. Наиболее старая круглая башня имеет диаметр 6 м и толщину стен на уровне первого яруса 1,2 м.
Перекрытия были плоскими по балкам. Прорезанные в стенах башни бойницы обрамляемы и перекрыты белокаменными блоками.
По остаткам сооружения стен, которые сохранились, можно определить, что башня на три четверти выходила за их линию.
Круглая башня представляет редкий образец, который демонстрирует эволюцию фланкирующих башен, бойниц и других деталей оборонного зодчества.
Территория города имела свои укрепления, о возникновении и характере которых точных сведений не сохранилось.
Очевидно, это были земляные укрепления с въездными вратами, на месте которых Адам Иероним Сенявский построил в 1724 году врата, которые сохранились до нашего времени.
Городские врата расположены в южной части поселка, на месте впадения в р. Збруч ручья.
В XVI ст. городские врата были перестроены и вошли в общую систему защитных сооружений города, соединявшихся с замком.
Поврежденные во время частых нападений на Сатанов в середине - второй половине XVI ст., они были отстроены в 1724 г.
Городские врата в наше время имеют вид каменного квадратного в плане сооружения, толщина стен которого 2,2 м. Перекрытый коробовым сводом проезд имеет ширину 8,8 м. Перекрытие плоское по балкам. Стены имеют бойницы с расширяющимися в обе стороны щеками. Остатки сохранившегося декора выполнены из белого камня в барочном стиле.
Укрепления замка соединялись с городскими укреплениями. На плане Сатанова конца XIX - начала ХХ в. приведенного Е.Сицинским, видны остатки двух крепостных стен, ведущих к городу. По их направлению и топоотметкам можно определить очертание городских укреплений. Они шли от замка до современной улицы Карла Маркса, по улице Куйбышева и дальше до въездных врат.
От врат линия укреплений проходила вдоль современной улицы Октябрской и смыкалась с укреплениями замка.
Территория внутри городских укреплений разделялась на несколько частей. Это деление, возникшее в XVI-XVII ст., сохранилось до конца XIX ст. "Внизу, неподалеку от реки, содержатся избы мещан, выше расположился Жидовский поселок (это и есть собственно город), а еще выше разместились крестьянские усадьбы, закрытые садиками". (Сецинский Е., "Оборонные замки западного Подолья", К.,1928, стр.42).
Самым древним общественным центром Сатанова была рыночная площадь перед синагогой с лавками и торговыми рядами.
Остальная территория была разделена на прямоугольники, разные по размерам и по форме.
Эта планировка существовала до 1830-х годов, когда после польского восстания городские укрепления были уничтожены, рвы засыпаны.
Предместья, которые возникли в XVI-XVII ст. получили названия от своих приходских церквей. Юринцы получили название от церкви св.Юрия (или Георгия), Покровка имела Покровскую церковь, Богословка от церкви Иоанна Богослова, Спасовка от Спасской церкви. В конце XIX столетия вся территория, граничащая с Сатановом, была застроена.
С началом строительства сахарного завода в 1899 году начало застраиваться и пространство перед ним.
Формирование застройки площади, примыкающей к сахарному заводу, было завершено в 1926-1937 р., когда построен комплекс школы.
В послевоенное время здесь был заложен парк культуры и отдыха.
В следующие годы существенных изменений в историческом ядре Сатанова не произошло.
Застройка Сатанова.
Все дома, расположенные на территории исторической части Сатанова можно распределить на несколько групп, ввиду их архитектуры, исторической и типологической ценности. Связь между ними обусловлена историческим развитием Сатанова.
Первую группу образуют памятники архитектуры республиканского значения - это Замок XIV-XVI ст., Синагога 1532 г., городские врата 1724 г.
К этой группе памятников относится также Троицкая церковь 1654 г., колокольня и кельи 1654 г., те въездные врата XVII ст., что образуют комплекс монастырских сооружений, расположенных в с.Сатановская Слободка, которое согласно генерального плана войдет в городскую границу.
Застройка конца XIX - начала XX века, которая сохранилась, составляет основное количество обследуемых объектов во время работы над опорным планом домов.
Заметный разрыв в хронологии застройки обусловлен резким экономическим упадком города начиная со второй половины XVIII ст. и до конца XIX века, когда количество жителей фактически почти не росло.
Некоторый всплеск строительства приходится на конец XIX века, когда были построены сахарный завод, четыре старых корпуса которого предлагаются под защиту, как памятники архитектуры местного значения.
Эти сооружения имеют типологическую ценность, как образцы промышленной архитектуры конца XIX века с интересным пластичным решением в псевдоклассических формах.
Под защиту как памятник архитектуры местного значения предлагается двухэтажный особняк по ул.Октябрьской, 123. Дом построен в 1910 г. в стиле модерн, что представляет типологическую ценность.
По ул. Заводской предлагаются под защиту как памятники местного значения 2 корпуса больницы, что также имеют типологическую ценность и интересное пластичное решение.
Как редкий типологический образец первых советских учебных заведений, предлагается под защиту как памятник архитектуры местного значения комплекс строений средней школы.
Представляя характеристику другой исторической застройке центра Сатанова, следует заметить, что как построенная на рубеже XIX-XX веков она испытала изменения, и может быть отнесена по категории ценностей к фоновой застройке. Таким образом в случае сноса ее и строительства новых зданий желательно сохранять сложившийся масштаб.
Под защиту, как памятники архитектуры местного значения предлагаются также некрополь конца XVIII - первой половины XIX века по ул. Ленина и водяные мельницы.

Анализ зрительного восприятия памятников.
Памятники архитектуры и сооружения, которые предлагаются под защиту как памятники архитектуры местного значения, до нашего времени играют важное значение в композиции и архитектурном виде поселка.
Они определяют основные панорамы и силуэты поселка, открывающиеся со стороны затоки р. Збруч и окружающих пригорков.
Памятники архитектуры в их органическом сочетании с природными ландшафтами формируют яркий вид Сатанова, что подлежит суровой защите вместе с памятниками.
Основными характеристиками памятников, определяющими их роль в пейзажах, являются высота сооружений, площадь их фасадов и характер силуэта.
Согласно с их высотой, памятники архитектуры Сатанова можно охарактеризовать как невысокие. Их высота составляет 15-20 м, но окруженные одноэтажной застройкой они воспринимаются как основные доминанты города.
Ведущими среди них является Синагога, въездные врата, церковь и колокольня Троицкого монастыря.
Почти все памятники архитектуры Сатанова, расположенные в пределах исторического района поселка (за исключением Свято-Троицкого монастыря), концентрируются на его периферии вдоль склонов высокого правого берега реки Збруч.
Стремительные склоны правого берега - наиболее выразительные элементы ландшафта Сатанова, котьорые четко воспринимаются как граница 2-х составных возвышенных пригорков и низких территорий залива р. Збруч.
Склоны формируют главную природную ось Сатанова. Расположенные вдоль кромки склонов памятники архитектуры играют активную роль в архитектурно-пространственной композиции города.
Они не только подчеркивают главную природную ось города, и отмежевывают подступающую к склонам старую застройку, но и формируют важную композиционную ось в пределах всего исторического района. Эта композиционная ось является самой древней.
Памятники архитектуры, которые свободно расположены вдоль склонов, гармонически связаны с пейзажами.
Их масштаб и высота пропорциональны высоте склонов.
Основным визуальным бассейном расположенных вдоль склонов памятников архитектуры является долина реки Збруч.
Самой ценной видовой площадкой является старый некрополь конца XVIII - первой половины XIX веков, известный в городке как "еврейское кладбище".
Со стороны города восприятие памятников архитектуры ограничено окружающей застройкой и имеет локальный характер.
В этой связи архитектурно-пространственное влияние памятников архитектуры Сатанова достаточно ограничено. Наиболее выразительно он определен вдоль исторической композиционной оси, которая проходит параллельно склонам реки и ул.Ленина и Октябрьской.
Наиболее ценной зоной видимости является зона, прилегающая к склонам высокого правого берега в пределах 1 км от памятников архитектуры.
Восприятие наиболее широких панорам осуществляется в пределах 3 км от памятников архитектуры Сатанова.
С целью сохранения основных особенностей сложившихся силуэтов и панорам, регуляции подлежит не только высота, но и площадь видимых частей зданий, что обеспечивает при появлении на панораме нового сооружения неизменность основных характеристик пейзажа, что охраняется.
Зоны охраны.
Определение характера и границ композиционного влияния памятников архитектуры позволяет установить вокруг них зоны охраны с учетом их активной роли в композиции и лице города.
В Сатанове устанавливаются следующие зоны охраны:
- зона охраны вокруг замка Одровонжей XV-XVI ст.;
- зона охраны вокруг синагоги 1532 г.;
- зона охраны вокруг городских врат 1724 г.;
- зона охраны вокруг комплекса сооружений Сатановского Свято-Троицкого монастыря XVI-XVIII ст.
Устанавливаются зоны охраны вокруг сооружений, предлагающихся под охрану как памятники архитектуры местного значения:
- комплекса сооружений сахарного завода;
- комплекса сооружений больницы;
- комплекса сооружений средней школы;
- некрополя XVII - п.п. XIX ст.;
- водяных мельниц.
Устанавливается зона регуляции застройки и зона охраны ландшафта.
Зона охраны замка Одровенжей устанавливается с целью сохранения этого уникального комплекса XV-XVI столетий.
Зона охраны синагоги 1532 г. устанавливается с целью охраны именно этого уникального сооружения, а также с целью сохранения условий зрительного восприятия с близкого расстояния и заданных характеристик окружающей среды (Базарная площадь XVI-XVII ст.).
Зона охраны городских врат 1727 г. устанавливается с целью сохранения этого уникального фортификационного сооружения.
Зона охраны Сатановского Свято-Троицого монастыря XVI-XVIII ст. устанавливается с целью сбережения вида комплекса культурных сооружений с близкого расстояния и основных характеристик окружающей городской среды.
Зона охраны зданий сахарного завода устанавливаются с целью сохранения его как образца промышленной архитектуры.
Зона охраны комплекса больницы устанавливается с целью сохранения этого архитектурного сооружения.
Зона охраны комплекса сооружений школы устанавливается с целью сохранения типологически редкого образца советской архитектуры.
Зона охраны некрополя XVIII - п.п.XIX ст. устанавливается с целью сохранения этой уникальной территории.
Зона охраны водяных мельниц устанавливается с целью сохранения этих типологически редких сооружений.
Зона регуляции застройки охватывает территорию Сатанова XV-XIX веков, планировку XVII-XIX ст., которая сохранилась, историческую среду города.
На территории зоны регуляции застройки в соответствии с приведенными рассуждениями ограничивается высота застройки (не выше 2-х этажей), и площади видимых частей зданий там, где их появление не желательно.
На территории зоны регуляции подлежит охране планировка XVII-XIX веков.
Зона охраняемого ландшафта устанавливается с целью сохранения характерного природного окружения памятников архитектуры, основных особенностей исторического и архитектурного ландшафтного комплекса, с целью сохранения самых ценных и характерных панорамных видов памятников архитектуры, рассматриваемых с открытых пространств речных разделов, а также с целью сохранения ценного природного ландшафта вдоль реки Збруч и использования его в качестве центральной природно-композиционной оси города.
Зона охраняемого ландшафта охватывает большую территорию залива, с пойменными лугами и водными пространствами реки Збруч в прибрежной части залива.
Режим на территории зоны охраны ландшафта обусловливается как требованиями охраны композиционных связей памятников архитектуры с ландшафтом и условий их видового раскрытия, так и требованиями охраны ценного природного ландшафта и его полноценного использования для улучшения обзора города и оздоровления городской среды.
В пределах зоны запрещается промышленное строительство и сводятся к минимуму все другие виды строительства, не связанные с охраной, возобновлением и реконструкцией природного ландшафта.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список памятников архитектуры республиканского значение пгт Сатанов.
1. Базарная (Рыночная) площадь, N 17
Синагога,1532 г.
2. Площадка сахарного завода.
Замки, XIV,XV-XVI вв., 1724 г.
3. Ул.Октябрьская, 15.
Въездные врата, XV-XVI вв., 1724 г.
4. Сатановська Слбидка.
Свято-Троицкий монастырь, XVI-XVIII ст.
- Троицкая церковь, п.ч. XVI ст.
- Колокольня и кельи п.ч. XVII ст.
- Въездные врата, XVIII ст.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Список памятников архитектуры местного значения
1. Ул. Ленина, площадка сахарного завода.
Комплекс сооружений сахарного завода, кон. XIX ст.
2. Ул.Октябрьская, 123.
Дом сахзаводчицы кон. XIX ст.
3. Ул.Заводская.
Корпуса больницы, 1910 г.
4. Ул. Ленина.
Комплекс сооружений школы, 1926-1937 гг.
5. Ул. Ленина.
Некрополь кон. XVIII - п.п. XIX ст.
6. Водяная мельница. XIX ст.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Список памятников истории и культуры пгт Сатанов.
1. Комарова ул., N 29.
Памятник землякам, которые погибли в годы Великой Отечественной войны.
2. Ленина ул.,N 40.
Памятник герою Советского Союза П.А.Макарову в 1968 г.
3. Ленина ул.,N 43.
Братское захоронение советских воинов, 1944 г. пам. в 1947 г.
4. Ленина ул., N 133.
Памятник В.И.Ленину, в 1939 г.
Территория сахарного завода, памятник В.В.Воровскому, в 1946 г.
Памятник О.М.Горькому. Расположен напротив костела с южной стороны, деревянный, длина - 21 1/2 локтей, ширина - 19 локтей, крыша гонтовая. Построен в 1807 году.

СатановСКИЙ КОСТЕЛ СВ.ТРОИЦЫ.

В литературных источниках сообщается, что Сатановский костел основан в 1592 году. В архивных источниках указано, что костел существует с 1646 года.
Визитное описание костела, составленное в 1850 году, дает нам представление о его состоянии в середине XIX века.
Это был каменный костел, длина которого составляла 32 1/2 локтя, ширина - 14 1/2 локтей и высота от потолка - 19 локтей.
Костел имел гонтовое покрытие, деревянный купол с железным крестом, был покрыт жестью. В куполе имелся колокольчик (сигнатура).
Стены костела внутри и снаружи были оштукатурены и побелены. Пол каменный. Потолок каменный с тремя аркадами.
В костеле было два придела, пять престолов.
1-й престол - большой, в котором хранились СВЯТЫЕ ТАЙНЫ;
2-й престол - икона Иисуса Христа милосердного;
3-й престол - Св. Антония;
4-й престол - Св. Каетана и Св. Себастьяна;
5-й престол - Пресвятой Девы Марии Рожанцовой (покров Пресвятой Богородицы)
В этих престолах были вмурованные партатели. В приделе, где находился престол Св. Каетана, была крестница, где хранились Св. елей и фатум.
По левой стороне от пресбитерия находились ризница и кладовая. Имелся хор и орган с восьмью голосами, 22 лавки. В костеле было 8 окон, в ризнице и кладовой - 3 окна с железными решетками.
Костел был окружен низкой каменной оградой со штахетными дверями. Над входом в ограду позолоченными буквами была изображена надпись.

ЖИЛОЙ ДОМ НАСТОЯТЕЛЯ.

Каменный, стоительство его начато в 1782 году на средства князя Чарторыйского, закончено на средства княгини Любомирской. Длина - 19 локтей, ширина - 18 локтей, высота до потолка 4 локтя. Главный фасад - южный, крыша гонтовая, пол каменный, потолок из досок, окон 16, дверей на завесах с железными замками - 6.

ФЛИГЕЛЬ

Смешанной постройки. Расположен к востоку от дома настоятеля. Построен в 1780 году на средства настоятеля кс. Витошинского. Длина 27 локтей, ширина 14 1/2 локтей, высота 14 1/2 локтей. Главный фасад западный, крыша гонтовая, пол и потолок из досок. Слева деревянная кухня. Погреб, мурованый из камня, длина - 16 1/4 локтей, ширина - 5 локтей, высота 5 1/2 локтя. Дверей на завесах -3.
Были также возовня и конюшня на деревянных столбах под соломенной крышей.
Дом для выпарного священника
Построен в 1817 году на средства кс. Каноника Выбодовского. Длина - 44 локтя, ширина - 16 локтей. Главный фасад - южный. Крыша гонтовая. Дверей - 9, окон - 11, потолок валькованный, глиной обмазанный, пол из досок. Напротив дома каменная конюшня, крытая соломой, длина - 14, ширина - 10 локтей.

В углу двора с правой стороны находилась каменная колокольня.

Объяснительная записка на заказ Городокского райисполкома по договору №165-91 подготовлена киевской фирмой "Проект" (директор А.А. Козюк), главный архитектор проекта В.А. Токарь, главный спец. искусствоведения К.О. Нагайка.