вернуться в главное меню | на страницу истории

Читайте также про Скальный монастырь ХIV в.

с. Бакота (затоплено Днестровским водохранилищем)

Вот мы и на вершине Белой горы, откуда открывается прекрасный вид. Но внизу здесь, под водами водохранилища, до 1981 года было село Бакота - колыбель истории нашего края. Существует две версии расшифровки этого названия: 1) "Бакота - "бокота" - кусок хлеба " (рум.) 2) "Бакота - желанное, чудесное место" ("ба" - приставка, корень "кот", "хот" - желанный.) Большинство ученых поддерживает вторую версию. Бакота как город был столицей Днестровского Понизья ХІІ - ХІІІ в., границы которого с юга - Днестр, с севера - линия Бар-Солобковцы-Гусятин. Это часть будущего Подолья между Южным Бугом и Днестром. Земли среднего Поднестровья ІХ в. играли очень важную роль в истории Юго-Западной Руси. Они входили с конца ІХ в. в состав Киевской Руси, с середины ХІІ в. - в Галицкое, а с 1199 г. - в объединенное Галицко-Волынское княжества. За владение ими боролись и монголо-татары, и поляки, и литовцы, и молдоване.

Первое упоминание о городе Бакота относится к 1240 г. Это был период нашествия монголо-татарской орды Батыя на Юго-Западную Русь.

В 1255 году, как описывает те события Ипатиевская летопись, воспользовавшись предательством тогдашнего намесника Бакоты Милея, городом завладели монголо-татары: "В то же лето приехали татары по Бакоте и приложися Милей к ним …" Верховная власть на то время была в руках ордынских темников, которые требовали от местных феодалов-атаманов уничтожить все оборонные фортификации и в 1259 году Бакотский замок был разрушен. На целое столетие Бакота со всеми прилегающими землями попала в татарское порабощение. Но город и его сельская округа существовали и дальше. Во второй половине XIV в. Бакота и приднестровские земли перешли под политическую власть феодальной Литвы. Это случилось после того, как великий князь Литовский - Ольгерд разбил в 1362 году на Синих Водах отряды татар. Ольгерд передал владения Подолии своим племянникам - братам Кориатовичам. Чтобы уберечь эти земли от опустошительных набегов татар, начинается восстановление укреплений, в т.ч. и в Бакоте.

Когда литовцы пришли в Бакоту, то увидели там монахов и монастырь в горных скалах: "Намервое нашли себе твержу на реце на Смотричи, а в другом месте были чернцы в горе и в том месте нарадили город Бакоту ..." - сообщается в летописи. Так 1362 год стал первой датой упоминания о скальном пещерном монастыре. На то время все меньше в летописях упоминается название "Понизье", а постепенно, после 1362 года, в терминологию входит "Подолье" с центром сначала Смотрич, а потом Каменец.

Во второй четверти XV в. продолжается борьба польских и литовских феодалов за владение Подольем. В этой борьбе Бакота занимала промежуточное положение между земельными владениями Литвы и Польши. В 1431 году между Польшей и Литвой было заключено перемирие, по условиям которого Бакотская волость была признана нейтральной приграничной зоной между государствами. Воспользовавшись этим, жители Бакоты и ее округи выгнали в 1431 году со своих имений украинских, польских и литовских феодалов и провозгласили себя вольными людьми. И лишь в 1434 году восстание было подавлено польско-шляхетскими войсками, замок разрушен уже навсегда, а город постепенно утратил свое значение как административный и хозяйственный центр и в документах XVII в. упоминается лишь как незначительный населенный пункт.

Интерес к истории Бакоты - богатого, чудесного места - появился у ученых еще 200 лет назад, когда В.Маршинский опубликовал историческое описание Подольской губернии, где были и общие исторические сведения о Бакоте. В конце ХІХ в. подольский историк А.Ролле изучал историю Бакоты как столицы Понизья ХІІІ в. Но археологические исследования на территории Бакоты начались лишь в конце ХІХ в. В 1883 г. профессор В.Б. Антонович осмотрел и обследовал остатки скального монастыря. Раскопки были проведены в 1891-1892 годах. Значительный вещевой материал был собран, но отчеты о раскопках не сохранились. И только список найденных вещей воспроизводится в одной из работ Е.Й. Сецинского. И дальше история Бакоты манила к себе ученых.

В конце 50-х и в начале 60-х годов ХХ в. начался новый этап археологического исследования памяток летописной Бакоты. Бывший директор Каменец-Подольского государственного исторического музея-заповедника Г.М. Хотюн заинтересовался древностями Бакоты. Под его руководством проводились раскопки феодального двора XIV-XV в. в урочище Двор. С 1963 г. начала работу объединенная археологическая экспедиция во главе с И.С. Винокуром. В результате раскопок был выявлен ряд памяток черняховской культуры, славянские древности V-VIII в. и древнерусского периода ІХ - ХІІІ в., открыты и обследованы остатки городища-детинца в урочище Скельки.

С 1969 года начались широкие стационарные раскопки в Бакоте (урочище Клин). Здесь был прослежен исторический процесс формирования "гнезд" славянских поселений первой и второй половин І тысячелетия н.э. и возникновение на их основе важного городского центра, которым стала столица Понизья - Бакота ХІІ-ХІІІ в.
Бакотское древнерусское городище в урочище Скельки исследовалось экспедицией Института археологии АН Украины в 1973-1975 годах под управлением Р.О.Юры и П.А. Горишнего. Были проведены и другие работы по позднесредневековой церкви в с.Бакота, возле скального монастыря, на территории посада.
Таким образом, в результате археологических исследований 60-х - начала 80-х годов в Бакоте прояснилась и вырисовалась общая историческая картина формирования и развития древнерусской столицы Понизья и ее дальнейшая судьба в период позднего средневековья.

Именно тогда был дан ответ на вопрос: почему именно Бакота стала центром Понизья, а не Ушица, Калюс, Хотин? Этому способствовали разные факторы: природно-географический, социально-экономический, религиозно-культурный и политический, что и подтверждено данными раскопок, научных исследований, и сведениями летописи. Основными компонентами летописной Бакоты является наличие детинца, посада, отдельного замка и скального пещерного монастыря. На основании сравнительных данных ученые признали, что территория, занимавшаяся городом, составляет приблизительно 10 га с населениеем 2 - 2,5 тыс. чел., что относит его к III группе городов того времени.

Фото церкви в с. Бакота:





Фото села до затопления:







Образец росписи стен Бакотского скального монастыря:


Фотографии любезно предоставлены бывшим жителем с. Бакота
Горбняком Тарасом Васильевичем, издавшим книгу о селе "Затоплена доля".

Но, не смотря на все исторические процессы, проходившие на территории Подолья, село Бакота и округа продолжали существовать. Рассказы старожилов села, некоторые исторические факты позволяют восстановить историю села 20-х - конца 70 годов ХХ века.

Октябрьская революция не принесла бурных событий и особенных перемен в Бакоту. Помещик К.Шиманский, относившийся к числу бедных помещиков и быв без семьи, выехал в неизвестном направлении. 7 марта 1923 года в Украине ликвидированы уезды и волости, созданы округа и районы, в частности Каменец-Подольский округ в составе 17 районов. Бакота вошла в состав Староушицкого района. Но работа на земле оставалась единственным на то время средством выживания. Как и везде на Подолье, в 1929-1930 годах проходит коллективизация, вследствие которой в Бакоте создан первый колхоз им. Калинина. Главой колхоза стал уроженец с.Теремцы Гринчук Мойса. Вместе с коллективизацией пришло в село раскулачивание, то есть насильное отбирание имущества зажиточных крестьян в колхоз с последующей высылкой в далекие, холодные края Сибири и Севера как одиночных хозяйств, так и целых семей. Да беда, как говорят в народе, не приходит сама. Вследствие событий 1918 года Бессарабия отходит к Румынии, а границей становится речка Днестр. Бакота становится приграничным селом. Организовываются пограничные заставы, в т.ч. и в Бакоте, которые навевают мысль о том, что за речкой - враг. Пограничники ночью и днем контролируют каждый шаг жителей села: проход к Днестру - только в определенные дни под присмотром пограничника, пасти скот на берегу - запрещено, смотреть на ту сторону берега - запрещено, обрабатывать огород только спиной к речке, вывешивать стиранное яркое белье на ноч запрещено, в ночное время запрещалось, чтобы светились окна домов, вводится обязательная паспортизация. Напротив села на берегу Днестра начинается строительство каменной стены высотой 2 м. и приграничной полосы, которое силами жителей села и соседних сел окончательно завершается до середины 30-х годов. Для контроля "границы на замке", как тогда называли стену, приезжают секретарь ЦК КПУ Хрущев и министр обороны Тимошенко. В 1934 году открывается новопостроенная школа, которая до 1941 года была начальной. Уже в новой школе, а не на старой заставе учат детей первые учителя Деревянчук Игнатий и Марценковский Григорий. Организовывается сельская рада (совет).

Голод 1933 года миновал Бакоту. В селе кипит жизнь. На месте старой деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы сооружается новая, каменная. На то время отстроенный и освященный в 1893 г. скальный пещерный Свято-Михайловский монастырь перестает действовать под запретом властей и пограничников.

На то время известный на всю округу свирельщик-кларнетист Варварук Ефим организовывает танцевальный ансамбль, который популяризует танцы "Варварка", "Ойра", "Ляндра" не только в округе, а и едет в Москву и Киев с ними, как лучший ансамбль края. Ансамбль состоял из 4 женщин и 4 мужчин, сопровождение - Варварук Ефим на кларнете.

События 1937-1938 годов не могли не отметиться на истории Бакоты. Село как бы замолкло, притаилось, но живет. Любое слово, любой поступок, а то и просто клевета становятся причиной выявления "врага народа". Бесследно, беспричинно и безвести пропадают "враги народа", а на деле добрые, честные хозяйственники и активисты села. Вместе с тем борьба с "опиумом для народа" - религией - приводит к разрушению в селе еще недостроенной церкви.

В 1940 году в связи с присоединением Буковины к Советскому Союзу село перестало быть приграничным. Но уже в 1941 году - война. Боевых действий на территории села не было. Лучшие молодые парни идут на фронт и 48 из них не возвращаются домой с поля боя. Освобождение края от немецких захватчиков жители села видели только по нескончаемому обозу, тянувшемуся от Старой Ушицы к с.Студеница через Бакоту и слышали выстрелы из пушек и танков на горе у с.Студеница во время переправы немцев через Днестр. Еще долго плавали по Днестру потопленные немцы, кони, возы, плоты.

1947 год как год голодомора стал особенно трагичным в истории села. За год больше жителей села умерло от голода, чем погибло во время войны за 4 года и 10 месяцев.

Но и этот тяжелый год не поколебал волю сельчан, не отучил их работать у родной земли. В 1954 году соседние колхозы им.Калинина с.Бакота и "Путь Ленина" с.Теремцы объединяются в один - "Путь Ленина". В том же году объединяются и сельские Рады (Советы). 7 мая 1957 года на основе этого колхоза и колхозов сел Ст.Ушица, Крывчане, Гораевка, Кониловка, Надднестрянка, Студеница образуется совхоз по выращиванию лекарственных растений им.Орджоникидзе. А продукция - ромашка, мята, ноготки, мак, подорожник, валериана, алтей, перец и другие - идут на потребности медицинской промышленности. А отделение N3 с.Бакота становится бессменным флагманом выращивания лекарственного сырья совхоза. Земля щедро благодарит тружеников за самозабвенный труд, а правительство награждает целый ряд сотрудников орденами и медалями.
После войны снова открывается школа, но уже семилетняя, сюда идут получать знания и жители соседних сел Гораевка, Надднестрянка, Теремцы. Строится музей истории села, библиотека, новый клуб, детский садик, магазин, расширяется хозяйство отделения совхоза.

Но уже в 60-е годы по селу ходили слухи о возможном затоплении села в связи со строительством гидроэлектростанци на р.Днестр. В начале 70-х годов судьба села была решена насильно и однозначно: строительство будет и нужно выселяться. Это стало еще одним этапом трагедии с.Бакота. Жители разделились на 4 группы: одни купили дома в разных соседних селах и переехали туда, другие начали строительство в селе Колодиевка, третьи - в с.Гораевка, четвертые - в с.Старая Ушица. Невозможно описать ту тяжелую ношу по строительству дома и работе в совхозе одновременно, которую взяли на свои плечи жители села, да и не только бакотяне. Село опустело, разрушилось. С 1981 року началось заполнение бассейна водой. Не у одного щемило серце, болела душа, глаза наливались слезами, когда видели, как родная земля идет под воду.
На сегодня уже нет на карте ни Бакоты, ни Теремцов, ни Студеницы, ни Кониловки, ни Надднестрянки, ни других приднестровских сел. Лишь вывеска на автобусной остановке "Бакота" как бы насмехается над разбитой судьбой тысяч жителей этого села и других затопленных сел. Исчезла с лица земли "золотая долина" - Бакота, где на 2 недели раньше цвели сады и дозревали хлеба.

Но говорить о селе Бакота и ничего не сказать о пещерном монастыре - это значит запнуться на полуслове. Их судьбы повязаны навеки.

Как уже сообщалось ранее, первое упоминание о монастыре относится к 1362 году, когда литовцы прибыли в Бакоту и увидели чернцов в скальных пещерах. Из летописного текста выходит, что монастырь в Бакоте существовал задолго до прихода Кориатовичей.

Место расположения скального монастыря связано с урочищем "Монастырысько", которое было хорошо известно крестьянам в конце ХІХ в. и сохранилось в памяти народной через целые столетия. В.Б.Антонович прибыл в 1883 г. в Бакоту и начал раскопки курганной насыпи. Месторасположение урочища, а также легенды и истории ему рассказали местные жители. Ученый провел обследование урочища.

В 1889 году Бакоту посетил епископ Подольский и Брацлавский преосвященный Димитрий. Он поднялся на вершину горы, осмотрел урочище и в обращении к местным крестьянам определил, что на этом месте в скалах был монастырь, что в нем спасались затворники в то время, когда Бакота была столицей Понизья. Это стало толчком для проведения раскопок. Сначала был откопан источник, приведен в порядок. А неподалеку, на высоте 70 м над уровнем воды, попали при расчистке крутого склона на остатки стены. Это был первый успех. В 1891-1892 годах по поручению Императорской Археологической комиссии В.Б.Антонович провел раскопки, и были рельефно определены остатки скального пещерного монастыря. Открыто три пещеры разной конфигурации. Певая пещера была размерами 8,5 х 1,6 х 2,13, вторая - 6 х 1,5 х 2,13 м, третья 10 х 1,7 х 1,77 м. В стенах коридоров выбиты 17 продолговатых ниш, длиной 1,6-1,9 м, в полу пещер - 19 ниш, в некоторых из них выявлены человеческие кости, лежавшие не в анатомическом порядке.

Вблизи входа в монастырь на южной стене выявлена надпись, исполненная уставным славянским кириллическим письмом: "Благослови Христос Григория игумена, давшего силу святому Михаилу". Позже над этой надписью кто-то выбил меньшими буквами другую надпись: "Григорий воздвиг место се".

Указанные надписи дают возможность датировать скальный пещерный монастырь. В 1962 г. Бакоту посетил академик М.М.Тихомиров, ознакомился с надписью и пришел к выводу, что надпись датируется концом ХІ - нач. ХІІ в.

К сожалению, находки Бакотского монастыря не сохранились. Есть лишь опись находок в трудах Е.Й.Сецинского, которые дают основание утверждать, что фрески по своему исполнению являются художественными и целиком соответствуют высокому уровню фресковой росписи ХІІ-ХІІІ в., а сами вещевые находки - о высоком уровне развития для того времени Бакоты и всего региона.

Важным остается вопрос возникновения скального пещерного монастыря. По выводам К.М.Мельник, которая обследовала округу монастыря, урочище, где расположен монастырь, носит следы двух разных культур - язической и христианской. То же подтвердили результаты раскопок в 1961, 1963 и 1964 годах жертвенников - капищ в пещере вблизи монастыря, в урочищах на Клине, Пушкаревке.

Можно предположить, что Бакотский мужской монастырь был опустошен и братия рассеяна после 1434 года. Монастырские келии, пещеры и усыпальница, очевидно, еще долго стояли пустыми. Через много лет случился обвал верхней скалы и погреб под собой остатки монастырских сооружений. В 1893 году на месте древнерусской церкви Бакотского монастыря была сооружена новая деревянная церковь в честь Всемилостивейшего Спаса и освящена 1 августа (14 августа по новому стилю) в том же году епископом Подольским и Брацлавским Димитрием. Строили церковь жители Бакоты. Так праздник Маккавеев (14 августа) стал еще одним праздником в селе.

Таким монастырь был до 1918 года. С того времени в связи с тем, что находился он близко у границы, массовый приход туда сельчан был запрещен, что и контролировалось пограничниками. Деревянные конструкции церкви стали прогнивать. Перед самой войной (1940 г.) для строительства заставы в Бакоте было накоплено много материалов. Но уже не нужно было строить заставу, потому решено все материалы потратить на отстройку церкви монастыря. Работу провели всем селом - "толокой". Инициаторами стали Горбняк П.А. и Мельник А.П. Работали вдохновенно и радостно, т.к. восстанавливали свою святыню.

14 августа, "на Маковея", по всей Украине святили воду, цветы. В этот день Бакота ставала местом собрания многих тысяч людей, которые поодиночке или группами из Буковины и Подолья преодолевали десятки, сотни километров. Многие из них приходили за неделю-две до праздника. Богомольцев невозможно было разместить в домах хазаев и многим из них приходилось располагаться под открытым небом в селе, на берегу Днестра, на тропинке к монастырю. Они посещали монастырь, искренне молились. Больные богомольцы собирали цветы и травы, связывали в пучки (их называли маковейками) и забирали домой, веря в целебную силу трав и воды из родников у монастыря. Сюда приходили старцы, калеки, кобзари, которые поведывали легенды, пересказы, рассказывали поэмы Т.Г. Шевченко. К началу праздника в селе организовывалась большая ярмарка, на которой продавались продукты полей и садов, другие товары. Так наибольшим спросом пользовались иконы, крестики, воск, детские забавы.

А уже 14 августа рано-рано начинался праздник. Непрерывным потоком узкой тропкой к монастырю шли прибывшие и местные жители. Около 20-ти священников из окружающих сел проводили службу, освящалась вода и цветы. После службы местные жители приглашали родственников, знакомых, прибывших на праздничный обед, который обязательно был постным.

Но недолго так было. В начале 60-х годов по стране прошла очередная волна борьбы с религией, и монастырь закрывается. В 1963 году снова разрушается монастырская церковь, деревянные материали или сжигаются, или скидаются с обрыва в Днестр. Уничтожаются иконы, наличная библиотека (такая существовала, по свидетельству очевидцев), кресты сбрасываются с обрыва, исчезает церковный колокол. Остались лишь пещеры монастыря как немые свидетели тех далеких и недалеких дней.

Как видим, история села ковалась в горниле богатства и бедствий, взлетов и падений сквозь целые столетия. И не могла она не воспитать мужественных, добрых, закаленных, работящих людей, которые творили эту историю.
Один из самых знаменитых митрополитов земли Русской, Киевский митрополит Курило (Кирил ІІ), за благочестивую жизнь причисленный к лику святых, по свидетельству историков, родился в Бакоте.
Родилась и провела свои детские годы в Бакоте известная на весь мир дискоболка 60-70 годов, чемпионка мира Фаина Мельник, которая теперь проживает в Москве.

В горниле войны и еще 20 лет после рядом с Маршалом Советского Союза А.А.Гречко был его бессменный шофер Я.З.Горбняк.

А в 60-70-е годы не было равных по выращиванию лекарственного сырья в совхозе им.Орджоникидзе и в министерстве медицинской промышленности СССР бригаде №1 отделения №3 с.Бакота, которой бессменно управлял М.В.Варварук, за что и награжден орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, многими медалями.

Это лишь некоторые личности, и можно с уверенностью сказать, что много других затерялось в седом тумане столетий.

Мы снова на вершине Белой горы. Седая старина и первозданная красота природы здесь сплелись навеки. Сюда идут люди, их манит неповторность этого уголка нашего края. И не об этом ли крае написала известная украинская поэтесса, уроженка Каменца-Подольского Наталия Кащук после посещения музея села и пещерного монастыря 40 лет тому:

На моїй землі
На Поділлі, Матінко,
На Поділлі…

- Дай руку, серце звір мені -
І в путь -
Цей голос у віддаленнях я чула,
Коли минала древні сиві товтри,
Коли стояла в росяному лузі,
Де таємничий танець повели -
До дзьобу - дзьоб - урочисто лелеки.
Мов на порозі рідної землі
Вони мене з поверненням вітали,
І клен старечі золотисті руки
При зустрічі поклав мені на плечі.
Спасибі, що мене ви не забули,
Що я сюди вертаю, наче в казку
І первозданностей джерельна чистота
Мене охоплює, породжуючи спрагу
Краси. Я вперше тут її пізнала
І в серце узяла собі назавжди.
Як в давніш, міцну ти куриш люльку,
Що й сам зникаєш в сивому диму.
І крізь запону де-не-де лиш видно
Твій буйний чуб, що бронзою узявся.
І вузлуваті руки спочивають,
Покладені спокійно на коліна.
А може, я вигадаю усе -
І то лише дуби побронзовіли.
І їх коріння міцно уп'ялося
В скелясті схили. Пильно приглядаюсь, -
Ні, ти таки киваєш, кличеш знову
До себе у зелені володіння.
О, я тобі звірялася завжди,
І ти мені такого щось подіяв,
Що сльози наверталися на очі
І серце так бриніло, наче брунька,
Коли в прогірклих теплим димом ночах
Я слухала уперше солов'я,
Коли неждано між похмурих скель
Знаходила маленьке джерело,
Де в струмені пульсуючому легко
Піщинки золотисті танцювали.
От тільки я не вмію те усе
У слово чи у пісню перелити
І розказать про трепетні осики,
Про ніжну брость, що, мов туман зелений,
У березні ліси оповиває,
Про ночі, котрі п'єш, немов вино
Заправлене любистком, сон - травою,
Фіалкою і перегірклим листом.
Тобі, мій добрий владарю зелений,
Несла і радість, і найперші болі,
І незлоблива я пішла від тебе,
Красою сповнена і прагнучи краси.
Тому байдужість в поглядах і душах
Так дотинають боляче мене.

1962 - 1963 гг.
Н.Кащук Ярінь, изд. "Дніпро" 1987 г.


Больше десяти лет тому назад начал возрождаться праздник Маккавеев. В этот день - 14 августа - сюда идут сотни бакотян, чтобы склонить свои головы перед памятью столетий и помолиться за всех жителей села, творивших эту историю, чтобы исцелиться освященными цветами и живительной водой родников. Сюда идут тысячи жителей окружающих сел края.
Так есть. Пусть так и дальше будет.


Мария ЧУМАРНАЯ
"Кам'янець на Поділлі".
Вып. З, август 2001 г.

БАКОТА
Біль несподіваний ти принесла мені, Бакото.
Страшно у цім безгомонні навіть заплакати.
Страшно відчути, як раптом сльозі обізветься
плач столітній із пращура більного серця...
Біла дорога ховає обвуглені ноги.
Стежка обірвана сходить зеленою кров'ю...
Дикий бур'ян розшматовує останки дороги,
риси твої поховавши навік під собою.
Потім Дністер погамує твій розпач невтішний.
Зніметься птаство, полине в печери кремінні.
Скільки вже раз ти стояла отак серед тиші,
серце стиснувши, древня подільська твердине?
Орди століттями кров твою горду місили.
Ти воскресала, як цвіт навесні в твоїх пущах.
Онде на кручі цвітеш золотим дивосилом,
Бакото вічна і невмируща!
Тільки б ім'я твоє ще пам'ятали, Бакото...
Люди повернуться. Знову поселяться вище,
де від навал боронилось колись городище, -
світлом пісень обігріють повітря замкнуте, -
тільки б ім'я твоє ще пам'ятали, Бакото.