Вернуться в главное меню | на исторические сведения | к списку статей

Т. КОРЧИСТАЯ
"Корчагинец", 14 мая 1989 г.

БРАТСТВА НА ПОДОЛЬЕ

Развитие культуры на Украине во второй половине XVI - первой половине XVII столетия проходило в очень сложных условиях. Резко усилился социальный и национально-религиозный гнёт, обострилась в связи с этим классовая борьба, возросло освободительное движение против владычества шляхетской Польши, которая проводила политику колонизации и окатоличения украинского народа. Речь шла о существовании украинской нации. Необходима была организованная сила, которая сумела бы противостоять политике и идеологической экспансии католицизма, повести борьбу за возрождение украинской культуры. На Украине одно за другим возникают братства.

В XVIII столетии они существовали не только в большинстве городских парафий Подолья, но и во многих сёлах. Кроме "старших" братств были распространены также "младшие" (для неженатых), а иногда и женские братства.

Братства были основаны на демократических принципах. Их членом мог быть каждый, кто вносил определённую сумму на общие расходы. Основную массу "братчиков" составляли мещане, однако, кроме них, входили и представители духовенства, шляхты и крестьян. Так, в 1620 году в Киево-Богоявленское братство записалось всё запорожское войско во главе с гетманом Сагайдачным. Братства имели организационные грамоты и уставы, которые управляли жизнью и деятельностью "братчиков". Уставы разных братств очень часто повторяли одни и те же положения. Нередко они взаимодополняли друг друга, обращая внимание на разные стороны братской организации. Всех членов братства связывала тайна в тех делах, которые были предметом обсуждения на сходках или сборах: "Вшеляках справа братсках не мает быти выношена далей от порога дому братского". Желая сберечь дисциплину в организации, устав предусматривал соответствующие меры воздействия на непослушных или нестарательных членов братства. Наказание было разным: оплата воском на церковные дела, арест в церковной башне - "казнь всемь посполитах на звоници сидьти...", или анафема, то есть отлучение от церкви.

Братские школы открывались как в больших городах, так и в сельской местности. Иногда при школах создавались интернаты для сирот и беднейших учеников.

Сохранился ряд актов о том, как государственная власть, католические, духовные и светские феодалы противодействовали возникновению и развитию украинских школ.

Так, в 1622 году владелец г. Шаргорода на Подолье Томаш Замойский, разрешая "отцам униатам держать при себе школы с дьяками", в то же время распорядился: "Там, где доселе школ не было, чтобы и не заводили, чтобы не мешать отцам униатам". Однако, как видим, даже такие меры не помешали распространению братских школ на Украине. Таким образом, в педагогической мысли на Украине второй половины XVI - первой половины XVII столетия чётко вырисовывалась гуманистическая идея веры в разум человека, совершенствования его путём образования и воспитания.