Вернуться в главное меню | на исторические сведения | к списку статей

Будзей О.

Армянский рынок

Во-первых, это самая южная площадь Старого города, ведь сразу же южнее за ней начинаются крутые склоны, где на каменных террасах, в давние времена обустроенных армянами, примостились улицы - Госпитальная, Тринитарская, Успенская, а в долине у реки расположилась Русская улица.
Во-вторых, это наиболее контактная площадь Старого города, ведь к ней ведут или от неё отходят восемь лучей - семь улиц и один переулок. На север отходят Старобульварная, Доминиканская и Пятницкая улицы, которые крепким тройным узлом связывают Армянский и Польский рынки. На юг своеобразными меридианами прежних армянских кварталов отходят Замковая, Госпитальная и Армянская улицы а между двумя последними - Комендантский переулок. К востоку отходит только небольшая Иоанно-Предтеченская улица, которая соединяет Армянский рынок с Долгой улицей. А к западу от площади не отходит ни одной улицы или переулка. Следовательно, каменецкая площадь практически повторяет рекордный результат знаменитой львовской площади Рынок, от которой отходит восемь улиц-лучей.
В-третьих, это самая богатая названиями (и, следовательно, историей) площадь Старого города. Наидревнейшее из её известных имен - Армянский рынок. Объясняется оно просто: в средневековом Каменце-Подольском сформировалось мощное общество армян - в XVI ст. она была наибольшей в Украине и насчитывала 300 семей. Армянская община успешно осваивала южные склоны острова в петле Смотрича, имела отдельное самоуправление, в частности свой магистрат, рынок. Армянский рынок, как отмечал Александр ПРУСЕВИЧ в историческом очерке "Каменец-Подольский" (1915 г.), в давние времена был очагом восточной торговли, сюда прибывали караваны верблюдов с восточными товарами, за которыми приезжали купцы с севера и запада.
Имели армяне и свои храмы в Каменце-Подольском, ведь, хотя были христианами, но не приставали ни к православным, ни к католикам, а стойко держались своих древних канонов, в частности, защищали свое армяно-григорианское вероисповедание от унии с Римом. Во время турецкого господства в городе (1672-1699 гг.) почти все армяне покинули Каменец. Когда турки вернули полякам город, то армяне, которые пришли сюда, признали религиозную унию с Римом. Это имело для них печальные последствия и привело не только к исчезновению на территории города армянского обряда, но и нации: в начале ХІХ ст. все каменецкие армяне стали не только католиками, но и поляками - слились с польской нацией. Поэтому не удивительно, что в начале ХІХ ст. (тогда городом уже владели россияне) изменилось и название площади: она вместо Армянского рынка стала Соборной площадью. Ведь на её восточной стороне располагался участок соборной Иоанно-Предтеченской церкви - главного православного храма города.
30 августа в 1878 г. была освящена церковь Казанской Иконы Божьей Матери, которая стала соборной (она располагалась на площади, которая когда-то звалась Иезуитской, потом Гимназической, а впоследствии стала называться Соборной). С потерей Предтеченской церковью статуса соборной наименование Соборная потеряла и площадь около неё - она стала зваться Губернаторской. Ведь на юго-востоке площади (там, где в настоящее время расположены пожарники) ещё с начала ХІХ ст. размещались дворец и канцелярия Подольского губернатора.
В 1904 г. в центре площади установили памятник в память о пребывании в Каменце-Подольском 23-24 сентября 1842 г. российского царя Николая I. Этот визит был чрезвычайно важным для города, наверно, важнейшим из всех посещений города наивысшими лицами - как до, так и после того. Ведь тогда решалась последующая судьба Каменца: быть или не быть ему губернским центром. Живописный город и шикарный приём с иллюминацией очень понравились императору, поэтому он распорядился построить мост через Смотрич, чтобы Каменец смог из тесной речной петли вырваться на новые пространства и приобрести солидность, присущую губернским городам. Поэтому Губернаторская площадь полностью резонно в начале ХХ ст. стала Николаевской.
А ещё её называли Плацпарадной, ведь площади часто приходилось играть роль плаца, на котором проходили разнообразные парады. Подытоживая изменения на площади на протяжении ХІХ - в начале ХХ ст., Анна КИВИЛЬША в очерке "Армянский рынок" (1993 г.) отмечает: усилиями петербуржских и подольских губернских архитекторов Армянский рынок выбирался из средневековой одежды и приобретал вид плацпарадной площади губернского города.
Приход к власти большевиков осчастливил площадь рядом новых названий. Сначала она стала Красной площадью - символом многих революционных событий, которые происходили на площади, начиная с 1905 г.
А дальше от символики коммунисты перешли к конкретике: площади дали имя одного из главных лидеров большевистской революции - Льва ТРОЦКОГО.
Но 20 декабря 1927 г. президиум городского Совета Каменца-Подольского, приняв во внимание, что Лев Давидович "на протяжении длительного периода проводил противосоветскую политику, а в настоящий момент окончательно себя скомпрометировал перед рабочими Советской Республики", постановила, в частности, площадь Троцкого переименовать в Советскую площадь.
Последнее название продержалось 43 года - вплоть до поздней перестройки, когда 11 сентября 1990 г. президиум горсовета вернул площади его самое древнее название - Армянский рынок. Как видим, на протяжении долгой и бурной жизни площадь пользовалась аж восемью именами, но в конечном итоге вернулась к первоистокам. По количеству зафиксированных названий каменецкий Армянский рынок превосходит Европейскую площадь в Киеве, которая имела только семь имен. К сожалению, в трёхтомную "Книгу рекордов Украины" Григория МАЦЕНКО, изданную в 2000-2002 гг., попал не каменецкий Армянский рынок, а киевская Европейская площадь.
Интересно, что каменецкую площадь не обошли вниманием писатели и журналистика ХІХ ст. Так, в предисловии к "Байкам свитовым" её упомянул украинский поэт Степан РУДАНСКИЙ, который в 1849-1855 гг. учился в Каменце-Подольском в Подольской духовной семинарии (кстати, расположенной в те годы на восточной стороне площади). Изображая чёрными красками "Каменец убогий", который "ни вида, ни красоты не имеет", поэт всё же отдаёт должное тогдашней главной площади города и расположенному на ней дворцу губернатора:

Малий ринок серед міста -
Тілько-то і плацу,
Старий дім губернаторів -
Тілько і палацу.

Украинский писатель Анатолий СВИДНИЦКИЙ, который тоже учился в Подольской духовной семинарии (в 1851-1856 гг.), не забыл упомянуть площадь в романе "Люборацькі": "Хто був у Кам'янці, той мусить знати Губернаторську площадь - штирогранястий пляц. На тім пляцу, як на пляцу; нема нічого, хіба який духовний до консисторії потягне та поліціян свариться; а по боках всякі доми йдуть: і малі, і великі, і білі, і сірі, й перисті; де пан живе, де простий міщанин, а так по один бік стоїть дворянське депутатське собраніє. Проти цього собранія по другий бік плацу, на розі, довгий пльондрований дім і за ним білу церкву видно з зеленим дахом - собор". "Пльондрований" (несколькоэтажный) дом - это дом Подольской духовной семинарии, а белая церковь с зелёной крышей - собор Иоанна Предтечи.
А вот яркая экспрессивная зарисовка Губернаторской площади в конце ХІХ ст., сделанная российским журналистом Александром СЕМЕНТОВСКИМ: "Губернаторськая площадь имела бы хороший вид, если бы её не загромождали слишком выступающая гауптвахта и сарай для пожарных инструментов, а также если бы дома вокруг площади не прятались друг за друга, как перепуганные школьники, или не выдвигались за пределы улицы, как гультяи".
Разработан проект регенерации Армянского рынка. Его авторы Евгения Пламеницкая, Анатолий ТЮПИЧ, Виктор ПОЛЕГКИЙ предусмотрели возобновление ряда потерянных жемчужин площади. Правда, пока ещё до воплощения в жизнь проекта дело не дошло (о, вечная проблема - средства, средства и ещё раз средства). И всё же будем надеяться, что когда-то мы увидим и на площади, а не только на старых фотографиях, и дворец губернатора, и церковь святого Иоанна Предтечи.
В отличие от северного соседа - Польского рынка, стороны Армянского рынка никогда не имели отдельных названий. Впрочем, собственно площади принадлежат только две стороны - северная (ее завершает дом №7) и южная (ее завершает №10). Восточная же сторона является южной частью улицы Пятницкой. Та же история и с западной стороной площади - это южная часть Старобульварной улицы. Поэтому, если смотреть в корень, то Армянский рынок - это короткая широкая улица. И этот диагноз полностью отвечает исторической действительности - первоначально Армянский рынок, действительно, был улицей.

Будзей О. Вірменський ринок // Подолянин, 2003. - 21 ноября.

Читайте ещё об армянском рынке