Вернуться в главное меню | на исторические сведения | к списку статей

ЩОРСА

Олег БУДЗЕЙ, "ПОДОЛЯНИН"

По количеству зданий - всего два: одно слева (правда, многоэтажное) и одно справа - проулок Щорса принадлежит к городским малюткам. Хотя в списках избирательных участков его достаточно часто называют улицей. Соединяет проулок Щорса улицы Укмергесскую (до 1993 г. - Красного козачества, первоначально Глухая, а потом Зелёная улица) и Калиськую (Калишскую) (до 1993 г. - 7 Ноября, а первоначально - разрозненные Тюремный и Казарменный проулки). Расположился проулок Щорса, если говорить формально, на Польских фольварках. Или, если говорить точнее, в буфере, состыковывающем Польские фольварки с Новым планом.

Первое название проулка - Семинарский. Дело в том, что он вёл на Семинарскую площадь. Да и дальше, после двухквартального перерыва на площади, Семинарский проулок продолжала на восток Семинарская улица (с 1928 г. - Институтская, а ныне - Красноармейская), начинавшаяся с улицы Бульварной (ныне Шевченка). Название всем трём "семинарским" топографичным объектам - проулку, площади и улице - подарила православная Подольская духовная семинария, которая в 1865 г. из Старого города перебралась на Новый план. Теперь здания бывшей семинарии (напротив бывшей Семинарской площади) использует Подольская государственная аграрно-техническая академия. А бывшую Семинарскую площадь застроили: здесь расположены главный корпус, стадион, три общежития ПГАТА, а также областная проектно-поисковая станция химизации сельского хозяйства.

В последствии на карте города появился ещё один Семинарский проулок, соединивший Семинарскую и Северную улицы расположенный между улицами Петербургской (ныне Леси Украинки) и Московской (ныне Огиенка). Поэтому старый Семинарский проулок стали называть Первым Семинарским, а новый - Вторым Семинарским (или ещё Семинарским проулком на Цыгановке). В советское время проулки, естественно, переименовали: Первый Семинарский стал проулком Щорса, а Второй Семинарский - Пионерским.

Николай ЩОРС (1895 - 1919) в советское время входил во "всеукраинские святцы" в номинации "герои гражданской войны на Украине". Тоесть, в любом городе, посёлке, селе Украины его именем могли назвать улицу, площадь, колхоз или совхоз, независимо от того, связывало что-либо Щорса с этим населённым пунктом или нет. Так, в Хмельницкой области по состоянию на 1 апреля 1971 г. в 11 из 20 районов были колхозы им. Щорса (в частности, и в с. Супруньковцы Каменец-Подольского района), ещё в одном районе был совхоз им. Щорса. А с Каменцем-Подольским Щорса связывало только то, что здесь осенью 1938 г. Александр ДОВЖЕНКО снимал некоторые сцены кинофильма "Щорс".

...27 февраля 1935 г. Довженка, по случаю 15-летия советского кинематографа, отметили орденом Ленина. Награждение проходило в величественном зале Президиума ЦИК. Получив орден из рук Михаила КАЛИНИНА, Александр Петрович возвращался на место. И вдруг, уже в спину, услышал: "За Вами долг - украинский Чапаев!" Реплику бросил Иосиф СТАЛИН, а украинским Чапаевым тогда называли Щорса. Знаменитый фильм "Чапаев" братьев Васильевых как раз был в зените славы.

В сентябре 1938 г. съёмочная группа Долженка напряжённо работала над "Щорсом" в Проскурове и Каменце-Подольском. В городе над Смотричем снимали... Бердичев. Таким образом, когда в 1966 г. Александр АСКОЛЬДОВ для съёмок "Комиссара", действие которого происходит в Бердичеве, выбрал Каменец, то был не очень оригинальным - он повторил ещё довоенный выбор славного Довженка.

В Проскурове 3 сентября 1938 г. Довженко на собрании партийного и беспартийного актива в городском кинотеатре доложил о работе над съёмками фильма, зачитал несколько отрывков из сценария. А в Каменце-Подольском дал интервью корреспонденту "Красного кордона" Вит. ХОМЕНКО, опубликованное 16 сентября. Александр Петрович рассказал:

- Съёмки кинофильма "Щорс" приближаются к концу. Бригада, работающая над фильмом, прилагает все усилия, чтобы как можно скорее выполнить почётное сталинское задание - изобразить в кино бессмертный образ украинского Чапаева. Около полумесяца наша группа работает на Каменеччине. Мы уже сняли ряд массовых сцен, находясь в Проскурове. В Каменце-Подольском проведены съёмки большой массовой сцены - разговор Щорса и Боженка с Таращанской бригадой. В этой сцене принимали участие 500 человек. Снята также часть кадров, изображающих бои под Бердичевом, отступление Киевского полка из Бердичева и вступление в Бердичев петлюровских частей. Работой в Каменце мы заканчиваем большие натурные съёмки. Здесь же снимаем ряд эпизодов, где будет занято меньшее количество исполнителей (бои на еврейском кладбище, разговор Щорса с шофёром Романом Клименко). Теперь группе остаётся провести некоторые натурные съёмки в Киеве - эту работу мы закончим дней за шесть, и часть павильонных съёмок. В Киевской киностудии для фильма "Щорс" заканчивается сооружение макета гетманского дворца. В ближайшее время начнётся черновой монтаж фильма, а в декабре "Щорс" появится на экранах Советского Союза.

Добавим, что в роли Щорса снимался Евгений САМОЙЛОВ, в роли Василия БОЖЕНКА - Иван СКУРАТОВ, оператором фильма был Юрий ЕКЕЛЬЧИК. На экраны "Щорс" вышел не в декабре 1938 г., как планировал Довженко, а 1 мая 1939 г.

Ещё одной ниточкой, связывавшей Каменец со Щорсом, была урожденка Коростеня Анастасия БАЛЕВА (1902 - 1973). Как указано в её биографии, "17-летняя дочка железнодорожника добровольцем пошла на фронт, стала телефонисткой в штабе Богунской бригады Первой Украинской дивизии, которой командовал Николай Щорс". В Каменце-Подольском Анастасия Степановна, хорошо известная всем как "телефонистка Щорса", заведовала городским (1953-1955 гг.), потом районным отделами культуры, а после выхода на пенсию (1958 г.) часто рассказывала молодёжи о своём героическом прошлом.

16 октября 1991 г. городская топонимическая комиссия опубликовала предложение переименовать ряд каменецких улиц и проулков с идеологично устаревшими названиями: так, улицу Щорса - в улицу Александра ОЛЕСЯ. Под таким псевдонимом прославился как чудесный украинский лирик Александр КАНДЫБА (1878 - 1944). Его стих "Чари ночі", написанный сто лет назад (1904 г.), и до сих пор является одним из популярнейших украинских романсов:

Сміються, плачуть солов'ї
І б'ють піснями в груди:
"Цілуй, цілуй, цілуй її -
Знов молодість не буде!"

Правда, связи с Каменцем-Подольским у поэта также непрямые. В феврале 1919 г. Олесь выехал за границу и на Родину уже не вернулся. В 1921 г. в Вене увидел свет его девятый поэтический сборник "Перезва", на обложке которого поэт сообщил, что готовятся к печати три его драматических произведения, в частности - комедия на 4 картины "Ревизор из Каменца". Напомним, что Каменец в июле - ноябре 1919 г. был столицей Украинской Народной Республики, и ревизор из Каменца - это была "серьёзная птица". Или, как Хлестаков в комедии Гоголя, кто-то за такую важную особу мог себя выдавать. Но всё это только догадки, так как, к сожалению, ни публикации, ни рукописи комедии "Ревизор из Каменца" исследователи не обнаружили (так, по крайней мере, сообщили составители двухтомника Олеся, вышедшего в 1990 г.).

Позднее Александра Олеся объединили с Каменцем родственные связи. Его сын Олег, продолживший поэтическую линию отца как Олег ОЛЬЖИЧ, женился на урожденке Каменца-Подольского Екатерине БИЛЕЦКОЙ. Катины родители - историк украинской литературы Леонид БИЛЕЦКИЙ и актриса и художница Надежда БИЛЕЦКАЯ - в 1918-1920 гг. жили в городе над Смотричем. Леонид Тимофеевич работал приват-доцентом Каменец-Подольского государственного украинского университета. Когда городом 16 ноября 1920 г. окончательно овладели большевики, Леонид и Надежда с маленькой Катей на руках и бутлем молока и буханкой хлеба для неё вынуждены были бежать за Збруч.

Предложения топонимичной комиссии горисполком в течение 1992-1993 гг. понемногу воплощал в жизнь. Но к Щорсу (а также Кулику, Пархоменку, Фабрициусу, Фрунзе, Фурманову, Якиру) исполкомовские руки так и не дошли. А потом как-то стало не до переименования улиц. Так уцелел на карте города проулок Щорса.