Вернуться в главное меню | на исторические сведения | к списку статей

АННА КИВИЛЬША, ГАЛИНА ОСЕТРОВА
/Каменец-Подольский/

ЕВРЕЙСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПОДОЛИИ

На протяжении многих столетий Подолия привлекает внимание путешественников и туристов. Интерес вызывает не только красота подольской природы, но и история края, с которой связаны судьбы многих людей и народов.

С давних времен связана с Подолией и история еврейского народа. И хотя двадцатое столетие было, пожалуй, самым немилосердным для евреев Украины, ни войны, ни жестокие погромы, ни миграционные процессы не смогли разорвать многовековые связи украинского и еврейского народов. Столетия, прожитые нашими народами бок о бок, сохранились в исторических хрониках и документах, памятниках архитектуры, географических названиях и народных преданиях.

В большинстве подольских городок и сел еврейские общины сформировались в XV- XVI ст. К этому же времени относится появление в подольских городах еврейских синагог, школ, бань, больниц с непривычными для украинского языка названиями.

Каменец-Подольский

На протяжении многовекового проживания евреев в Каменце городские власти не всегда были благосклонны к ним. Первое упоминание о проживании евреев в городе датируется 1447 годом, когда каменецкий староста дал распоряжение, согласно которому каждый еврей под страхом тюремного заключений не имел права проживать в городе более трех дней. Подобные указы и в королевской редакции и в виде распоряжений сейма появлялись на свет на протяжении XVI- XVII ст. и косвенным образом являются подтверждением того, что евреи, несмотря на запреты, не только жили в городе, но и имели в нем собственные дома и другую недвижимость. Что же касается предместий города, то тут они поселились с давних пор и на законных основаниях. Как и в большинстве европейских городов, евреи традиционно основывали свои поселения у замка - Подзамче, Карвасары, Татариска. Тут же за замком было и еврейское кладбище.

Во время турецкого владычества /1672- 1699 гг./ еврейское население Каменца, пользуясь льготами, предоставленными султаном, значительно увеличилось. Несмотря на продолжающиеся запреты властей /королевским указом в 1750 году предписывалось даже разрушить синагогу и отобрать у евреев дома/, к концу XVIII в. в городе существовала довольно многочисленная еврейская община. К этому времени Каменец, будучи центром края, играет существенную роль не только в хозяйственной, но и религиозной жизни евреев. Именно здесь, около городской ратуши, в 1757 году состоялся диспут между талмудистами и франкистами, закончившийся победой последних. По решению судей тысяча экземпляров Талмуда была публично сожжена на площади.

На протяжении XIX ст. евреи постепенно заселили большую часть Старого города. Еврейские дома украшались причудливым растительным декором, плитами с надписями типа: "Сей дом построил Шлема Хаймович, 1805 г.". Рынок в центре города, по сути, был превращен в еврейский базар. В городской топонимике появились характерные названия: одна из сторон площади была названа Биржей, появились переулки Левинзона и Бронштейна, магазины Клеймана, Вайнбойма и Ванштейна и т.п.

В городе существовало 2 синагоги и 21 молитвенный дом, 2 частные мужские и 2 женские школы. Представители еврейской общины, адвокаты, врачи, учителя составляли существенную прослойку каменецкой интеллигенции. История сохранила имя каменецкого раввина р.Мордехая Зеев Оринштейна, известного ученого и каббалиста. В 1775 году он был утвержден раввином всей Галиции. В середине XIX века в Каменце завязалась дружба двух выдающихся представителен еврейской литературы: Абрама Готлобера и Менделе Мойхер-Сфорима. Среди учащихся гимназии значительный процент составляла еврейская молодежь. В 1857 году в Каменце-Подольском родился барон Гинцбург Давид Горациевич впоследствии выдающийся ученый-востоковед, руководитель еврейской общины Санкт-Петербурга.

В начале XX века многие представители еврейской интеллигенция оказались на гребне революционных событий. Годы гражданской войны принесли в край разорение, еврейские погромы и грабежи.

Самой трагической страницей в истории евреев Каменца стала Вторая мировая война. На протяжении двух лет и восьми месяцев оккупации в городе систематически осуществлялось уничтожение еврейского населения. Евреев привозили в Каменецкое гетто из Венгрии, Чехословакии, Польши и других городов Украины. В гетто был превращен квартал в центре Старого города, который по периметру Центральной площади обнесли оградой из колючей проволоки. Часть евреев размещали на восточной окраине в бывших казацких казармах. Для восьмидесяти тысяч евреев Каменец стал могилой. Каменецкой комиссией по расследованию злодеяний обнаружено семь мест массового захоронения, в том числе одно с телами детей в количестве 500 человек.

Памятники

Синагога. Расположена на обрывистом склоне к югу от Гончарной башни. Построена в эклектическом стиле в XIX веке, возможно, на месте более ранней. В годы войны памятник был значительно разрушен, в настоящее время используется как ресторан. Здесь же, в этой части города, существовала еще одна синагога и еврейская баня у реки.

Старинное еврейское кладбище. В традициях прошлого времени расположено на возвышенности за замком. Сохранились захоронения XVI- XVIII вв. Надмогильные памятники декорированы традиционным орнаментом, в котором переплетены растительные и зооморфные мотивы. сохранились фрагменты надписей. Каменецкие надгробия являются не только предметами эсхатологического культа, но и образцами искусства "мацев". К сожалению, в настоящее время кладбище находится в заброшенном состоянии; надгробия не расчищены, эпитафии не прочитаны... Более пристальное внимание исследователей к этому памятнику даст возможность прочесть ранее неизвестные страницы жизни евреев Подолии.