Вернуться в главное меню | на исторические сведения | к списку статей

Валерий БОДЫЛЕВ
"Весь мир в кармане", ноябрь 2000 г.

Каменец-Подольский: путешествие в Средние века

"Гала-тур": исторические путешествия

Туристическая фирма "Гала-тур" в городе Каменец-Подольском радушно встречает путешественников, неравнодушных к романтике средневековья, и устраивает туристам незабываемые вояжи по историческим и даже легендарным местам. Старые замки, вековые крепостные стены, уединенные гроты, скрытые от посторонних взоров живописные каньоны и водопады придают экскурсиям "Гала-тура" особое очарование. Однодневный или двухдневный тур по Каменец-Подольскому и его окрестностям включает все - от организованной встречи на вокзале, питания и ночевки (в 2-дневном туре) и до насыщенной экскурсионной программы. А эрудиция и увлекательное повествование гида оживляют молчание старых стен, превращая просто приятную прогулку в захватывающее историческое приключение. В этом на собственном опыте с удовольствием убедилСЯ автор этих строк, который отправился в вояж в Каменец-Подольский и, оставаясь вполне современным путешественником, словно перенесся через столетия и оказался в подлинном средневековье. Древний Каменец, Старый замок, "Хрустальные пещеры", и Хотинский замок - впечатляющие исторические декорации, на фоне которых разворачивались знаменательные события с участием Петра Первого, графа Потоцкого, восточных султанов, татарских ханов и литовских князей.

Так уж повелось в нашем мире, что стыки, границы, края создают захватывающие явления и феномены. Подолье - точка соединения двух ландшафтных зон, гор и равнины; место встречи двух цивилизационных подходов, восточного и западного. Объединяя в себе два ключевых метафизических понятия, Подолье предстает перед нами удивительным синтезом истории и географии.

Географическая прелюдия

Предчувствие чего-то необычного началось еще на значительном расстоянии от Каменец-Подольского, наш автобус в один из моментов совершенно неожиданно оказался в "подольской Швейцарии", как называют ее специалисты туристического бизнеса. Действительно, глядя на открывшиеся пейзажи, ждешь появления крестьян с головками сыра - настолько идиллически красива картина Подолья, и фотографии "швейцарских" пейзажей Украины ничуть не уступают "оригиналу".

Название "Подолье" означает подол, низ карпатской горной системы. Гряда, образующая Подольскую возвышенность, отходит от Карпат на юго-востоке. Наибольшей высоты она достигает в районе Кременца, и в Подолье то и дело возникают плавные очертания лесистых холмов, создавая естественные рубежи. Шоссе то круто взбирается на лесные хребты, то спускается в глубокие долины-урочища. Подобные ландшафты и составляют живописную основу Подольского природоохранного национального парка, одна из лучших частей которого - Медоборы.

Генезис

Старый город находится в понижении долины реки Смотрич, среди лесистых склонов. Причина такого расположения прозаическая: при своих набегах авары или печенеги, не знакомые с географией, могли не заметить город. Одним из подтверждений реальности подобных событий служат местные названия. Я не поверил своим глазам, когда прочел наименование улицы "Гунська". Оказывается, были в этих краях те самые гунны, которые совершали познавательный набег на римские провинции. Здесь они поили своих азиатских коней в источниках, и доныне называющихся гуннскими. Один из таких гуннских потоков, падая с обрыва, образует живописный водопад.

Последние археологические данные сдвигают дату, считавшуюся временем основания города (XI век) примерно на тысячу лет, помещая ее в римскую эпоху. При реставрации Замкового моста, когда обрушилась старая кладка, обнаружилось, что часть ее возведена в начале нашей эры. а пролеты и своды моста полностью соответствуют не древнерусским стандартам (все-таки территория Волынско-Галицкого), а римским требованиям, которые строго соблюдались даже в отдаленных уголках империи.

Первое упоминание о городе включено в Ипатьевскую летопись, а также в армянские хроники 1060-1062 годов. Триединый в своей исторической доле Каменец-Подольский мирно и не совсем объединял в себе украинскую, армянскую и польскую общины Батый обошел стороной Подолье, но все же оно более чем на столетие признало власть верховного хана. В 1362 году великий литовский князь Ольгерд возле речки Синюхи наголову разбил войска трех татарских ханов. Сыновья его, сменившие свои языческие имена на вполне христианские - Юрий, Александр, Константин и Федор - во время охоты обнаружили окраинный городок бывшего Волынско-Галицкого княжества. К этому месту, согласно легенде, их привела грациозная лань, с той поры считающаяся символом города.

Город в каньоне

Относительно плоская равнина с трех сторон обрывается 30-метровыми скальными отвесами - каньоном реки Смотрич, опоясывающей каменистое плато, на котором и находится город. Четвертая сторона была наиболее уязвимой, поэтому на перешейке, связывающем Каменец с равниной, горожане возвели крепость. Толстые стены, широкие башни и вообще масштабы крепости внушают уважение и рисуют разнообразные картины, житейские и романтические. Сегодня редко встречаются столь красноречивые и хорошо сохранившиеся "преданья старины глубокой" - не только "книжные факты", но и вполне вещественные свидетельства. Сквозь неумолимую поступь времен здесь слышатся и человеческие шаги людей давно, но реально живших, и не менее реальных нынешних путешественников - туристов.

Султан и треуголка

Окрестности крепостных бастионов называются "Руський" и "Подольський" фольварки. Они представляли собой некогда густые лесистые склоны, амфитеатром охватывавшие Старый город. В наше время прежние леса превратились в парковые угодья. Одно городское предместье, самое низинное, называется Карвасары (искаженное "караван-сарай") - именно здесь, в безопасной зоне между Старым городом и крепостью, останавливались купцы с Востока. Через Каменец проходили древние торговые пути: из Европы через Польшу и Львов в направлении Кафы и из России через Киев на Балканы.

Горожане справедливо опасались восточных соседей: в 1672 году 300-тысячная турецкая армия осаждает город, и на 27 лет он попадает под власть султана. Вернуть Каменец Польше помогли, как ни странно, победы юного Петра I над турками в районе Азова. Но это не было прихотью непредсказуемого в своих поступках монарха, ведь Польша противостояла его злейшим врагам - шведам. Когда комендант Каменецкого пашалыка Кахриман-паша вручал польскому командующему ключи от города и крепости, он молил лишь об одном: не разрушать минарет. Надо сказать, что сами турки не были одержимы манией разрушения. Они ограничились лишь тем, что посбивали кресты с христианских соборов, а к костелу Св. Петра и Павла пристроили свой минарет, увеченный полумесяцем. Мусульманское сооружение стоит и по сей день, но увенчанное позолоченной статуей Мадонны.

С возвращением города Речи Посполитой были перевернуты последние значительные страницы истории. В 1711 году, возвращаясь из Прутского похода, Петр I провел в городе несколько дней. С его пребыванием связана следующая легенда. В воротах башни короля Стефана Батория порыв ветра сбросил царскую треуголку. Молодой самодержец не последовал примеру Ксеркса, как известно, высекшего море, а только весьма находчиво назвал ворота "Ветряными". Название сохранилось и до наших дней.

После знакомства с легендой я стоял в "Ветряных" воротах в позе Петра - жаль только, не захватил с собой треуголку...

Полеты во сне и наяву

Есть в Каменце-Подольском один экскурсионный маршрут, заканчивающийся свободным падением с моста под названием "Бегущая лань", выстроенном без единой опоры над живописным скалистым каньоном реки Смотрич. Здешний "Bungee jumping" - первый в Украине (существует с 1995 года) и самый высокий - более 60 м. Этот аттракцион на Смотриче имеет солидную репутацию в экстремальных кругах, к тому же он осуществляется в естественных условиях, в чем-то возрождая обычай древних полинезийцев, подобным образом отмечавших инициацию - посвящение. Здешние искатели приключений повисают на эластичном тросе над самой рекой, а при желании им удлиняют веревку, чтобы освежить горячую голову.

В этот день волею судеб искателем приключений оказался автор данных строк, подписав с фирмой договор, где было указано, что я вполне здоров и отвечает за свои поступки. Началась процедура надевания "доспехов бога" - страховочного пояса и плотно облегающих ноги строп и пряжек. Имея достаточный опыт высотных работ и восхождений в горах, я убедился, что место страховки оборудовано идеально: на площадке для прыжков приварены толстые стальные пластины с прорезями для карабинов. Страховочные системы предоставлены чешской фирмой "Singen rock", которые прошли тесты-испытания в комиссии при Международной ассоциации альпинизма. На карабинах стояло клеймо известного производителя альпинистского снаряжения "Bonatti". Веревка, обеспечивающая погашение сильного рывка при свободном падении, проходила по классу "резинок" и была впечатляющего диаметра.

Все эти обстоятельства обнадеживали. А прыжок - личное дело каждого: прыгать или бояться... Конечно, сомнения имели место: совершая неожиданные полеты при срывах на восхождениях, я все же чувствовал себя защищеннее - скала, казалось, оберегала меня, создавала иллюзию присутствия земли-хранительницы. Сейчас же надо было довериться пустоте, зыбкому эфиру, стихии воздуха, надо было достичь степени "упоения в бою у бездны мрачной на краю"...

Между тем слышу обратный отсчет. Но вместо космического "зеро" (на что астронавты обычно отвечают "Поехали") выкрикивают заводное "Jump!". He помню сам, как оказываюсь в воздухе. Делаю несколько символических шагов и начинаю безостановочно проваливаться. Веревка продолжает вытягиваться, полностью гася последствия полета, и вскоре я обнаруживаю себя висящим вниз головой над внезапно увеличившейся рекой, раскачиваясь, как маятник Фуко. Возле меня колышутся "перевернутые" пейзажи невиданной красоты... Уже наверху я благодарю инструкторов "Bungee jumping", проводников в притягательный и чарующий мир, где человек бесстрашен и не зависит от закона всемирного тяготения.

Архитектурные прогулки

Подняв воображаемый головной убор Петра І в "Ветряных" воротах, я отправился в кафедральный собор Св. Петра и Павла. Его строительство было начато в XVI веке, и архитектурный ансамбль состоит из костела, турецкого минарета, и триумфальной арки. В середине XIX века венскими мастерами здесь установлен один из самых звучных и больших органов в Украине. При советской власти собор использовался в качестве музея атеизма. Надо отдать должное музейным хранителям: они сберегли все детали алтаря, внутренний интерьер, фрески и предметы религиозного культа - дароносицы и лампады. Когда-то город был центром епископии, и в боковом притворе собора под мраморными плитами захоронены тела пяти наиболее выдающихся епископов. Здесь же в особых сосудах хранятся их забальзамированные сердца. Внутри храма, как дань мусульманскому присутствию, высится мираб, покрытый изумительной каменной резьбой. Комплекс сооружений костела в настоящее время используется диецезией римско-католической церкви. Здесь находится и резиденция епископа. Каменец-Подольску вернули статус одной из пяти украинских католических епископий. За костелом как символ "вертограда господня" - прекрасно ухоженный цветник с вечнозелеными буксом и можжевельником, прекрасный розарий. Здесь в виде окаменевшего дерева с раскрытой на ветвях книгой стоит памятник "Гектору Подольскому" - Юрию-Михалу Володыевскому.

Перейдя через площадь, выхожу к архитектурному ансамблю XV века монастыря доминиканов, в буквальном переводе - "псов господних". В комплекс входят костел Св. Николая (во времена турецкого владычества - мечеть в честь любимой жены султана Хозеки), колокольня, двухэтажные кельи, дворец тех самых Потоцких - владельцев парка в Умани. Здесь, кстати, вышла в свет выкупленная из турецкой неволи прекрасная гречанка Софья, предмет неугасимой страсти графа Потоцкого. А всего 30 тысяч пленников было выкуплено отцами-тринитариями, и за спасение от рук неверных они просили всего лишь бессмертную душу, приводя заблудших овечек в лоно римско-католической церкви. Нынешний собор тринитариев (Св. Троицы) представляет собой редкий образец украинского барокко.

Среди православных храмов выделяется церковь Св. Петра и Павла, в которой сохранились фрагменты фресок XVI века. Она лишена внешнего декора, так как была приспособлена к обороне, - кроме внешних угроз, ощущалось определенное давление со стороны католиков. По преданию, один из настоятелей являлся автором "Хроники Каменец-Подольска", бесценного исторического источника, в котором освещены события в Украине за период с 1440 по 1678 годы.

Посетил я и армянские кварталы, осмотрев церковь Св. Николая, которую построили на средства богатого армянина Симона Котлубея, колокольню армянского монастыря самое высокое здание Старого города, и торговый дом на площади с названием Армянский рынок.

Так как в городе в 1495 году действовало магдебургское право, подразумевающее определенное самоуправление, на центральной площади был возведен польский магистрат с примыкающей к нему восьмиярусной башней. На ней было помещено выдающееся творение львовского мастера Федора Полянского - часы, звон которых слышался за многие километры от города. На фронтоне вырезан из белого мрамора герб Подолии - солнце с 16-ю лучами, символизирующими процветание и богатство.

На центральной площади высится Армянский колодец, строительство которого было начато на средства армянского купца Нарсеса. Когда деньги были израсходованы, сооружение водогона было приостановлено. Спустя столетие необходимые средства выделил сам король, и колодец был окончен в 1760 году. Но после 40 метров скальных пород "рудокопы" наткнулись на горькую воду, непригодную для питья, а восьмиметровое здание осталось символом Сизифова труда. Зажиточные горожане пользовались до-статочно дорогой привозной водой из Гуннских источников, а беднота не ленилась спуститься к реке Смотрич.

Река имела большое значение в оборонной стратегии города. Нижняя подольская брама (ворота), возведенная в XV-XVI веках, входила в систему северо-западных укреплений, включающих гидротехнический комплекс из крепостных стен, башен и шлюзов. При подходе врага шлюзы опускались, поднимая уровень воды на 3 метра. С противоположной стороны город обороняла Русская брама (XV-XV! века), состоящая из 8 башен и 250 метров крепостных стен, и до наших времен дошли башни Барбакан, Дозорная, Надбрамная, Прибрамная, Прибрежная, а также Казематная куртина, Подземная галерея. Этот фортификационный комплекс не имеет аналогов даже в Западной Европе и при осмотре производит воистину ошеломляющее впечатление.

На реке, которая в мифологиях многих народов мира является символом границы иного, магического мира, мы и закончим свое путешествие в Средние века. Уже за мостом бросаю последний взгляд на город, аура которого удерживает тени прошлого.

Валерий БОДЫЛЕВ
" ГАЛА-ТУР"

г. Каменец-Подольский,
ул. Соборная, 23/4
тел. факс: (03849) 36777,
тел.: (03849) 30805
e-mail: galatour@kp.km.ua
лицензия № 001974