Повернутись в головне меню | до історичних відомостей | до списку статей

Баженов А.Л., Никитин А.К.

Культовые природные объекты на территории Национального природного парка "Подільські Товтри"

Бассейн ярко выраженного среднего течения Днестра с такими же левобережными притоками как Збруч, Смотрич, Жванчик, Студеница и другими, особенный ландшафт, уникальные Подольские Товтры определяют ландшафтный, природно-климатические и рекреационный южный регион Хмельниччины. Именно этот, поистине красивый регион, включая в себя Каменец-Подольский, Чемеровецкий и частично Городоцкий районы вошли в состав Национального Природного Парка "Подільські Товтри".
НПП "Подільські Товтри" создан по Указу Президента Украины №476\96 от 27.06.96 г. с целью сохранения, обновления и рационального использования природных ресурсов Подолии с уникальными историко-культурными комплексами, которые имеют большое природоохранное, эстетическое, научное, рекреационное и оздоровительное значение.

В соответствии с Законом Украины от 21.09.2000 года №1989-III НПП "Подільські Товтри" входят к Подольскому региону Национальной экологической сети Украины. Площадь земель НПП "Подiльськi Товтри" 261316 гектаров. На территории парка находится всего 302 историко-архитектурных объекта: в Каменец-Подольском районе - 60; Чемеровецком - 26; Городоцком - 12 (территория, входящая в НПП) и самом городе Каменец-Подольском - 205. Также в Национальном природном парке числится 129 природоохранных объектов, из них - 10 памятников ландшафтного, 101 памятника ботанического, 26 - геологического, 2 - энтомологического, 4 - гидрологического и 1 гидрогеологического типов.

Из всего количества историко-архитектурных памятников сразу же бросается в глаза большое количество культовых сооружений. Это объясняется тем, что жизнь человека на протяжении всех веков не могла обходиться без веры и, столь благодатная земля была заселена на протяжении многих веков и имеет свою уникальную историю, которую можно условно разделить на политическую, социально-экономическую и духовную. В данной статье нами рассмотрены природные культовые территории и объекты, которые находятся в НПП "Подільські Товтри", в регионе среднего течения р.Днестра. К ним относятся: естественные и искусственные пещеры (Студеница, Черче, Княгинин и др.) скальные монастыри-церкви (Бакотский, Субочский, Соколецкий) многочисленные чудодейственные источники (Бакотский, Соколецкий и др.).

Жизнедеятельность человека, его духовная жизнь с древних времен привлекала к себе заинтересованность многих исследователей. В Среднем Поднестровье существует много естественных пещер, которые в разные периоды использовались как пещеры для монахов-отшельников, монастыри, места-убежища от врагов.

В конце ХІХ - в начале ХХ века естественные пещерные образования, как предмет человеческой деятельности исследовали такие известные ученые-историки, краеведы, как В.Б. Антонович, Е.Сецинский, В.К. Гульдман и другие. Предметом их исследования стали естественные и искусственные пещеры Подолия. Первым трудом по природным культовым территориям стал доклад Е.Сецинского "Бакотский скальный монастырь" в Трудах Подольского епархиального статистического комитета. [1], в котором это сооружение было впервые научно описано. Большую работу по нахождению и введению в научный оборот многих естественных пещер сделали Е.Н. Мельник и В.Б. Антонович, которые отыскали более 40 пещер на территории Подолии. Их работа увековечилась в трудах "Следы мегалитических сооружений в некоторых местностях Южной России" (Е.Н. Мельник) [2] и "О скальных пещерах на берегу Днестра в Подольской губернии [3]. Большой вклад в исследование данной проблемы внесли также В.К. Гульдман, детально описавший около 30 пещер в своей книге "Памятники старины в Подолии" [4]. Ценность этих трудов состоит в том, что они являются единственными источниками, которые содержат описания пещерных комплексов, на сегодня практически не сохранившихся.

Исследования монументальных пещерных комплексов в 20-80 годах ХХ века практически не проводились. Начиная с 90-х годов ХХ века интерес к исследованию природных и рукотворных культовых сооружений снова появился. Возглавил научные поиски сотрудник Буковинского центра археологических исследований Черновицкого национального университета им. Ю.А.Федьковича Б.Т.Ридуш. Результатом его многолетних трудов стала защита кандидатской диссертации на тему "Пещеры Среднего Поднестровья в истории населения региона" [5]. И сейчас над исследованием сакральных культовых объектов занимается магистрант Киево-Могилянской академии Павел Нечитайло.

Как отмечает В.Е.Борейко в своем исследовании, хоть христианство и отвергает священность природы, на местах, под воздействием местных традиций и языческих религий, допускается культ священных природных объектов [6], что видно на примере Подолии.

Итак, на территории НПП "Подільські Товтри" сохранились памятники мирового природно-культурного и исторического значения. К ним относятся Бакотский и Субочский пещерные монастыри, которые входят в перечень историко-архитектурных и природных объектов. Теперь рассмотрим их ближе, так как они играли и играют на данный момент большую роль в духовной жизни населения.

Бакотский скальный пещерный монастырь находится в урочище Монастырысько и датируется ХІ - началом ХІІ века, основываясь на палеографии кириллической надписи. В XV веке он прекратил свое существование вследствие сильного разорения. Для населения это природное культовое сооружение является своеобразной "Меккой". Ежегодно на церковный праздник Маковея, возле скального монастыря собирается около 5-10 тыс. человек. И действительно, у большинства присутствующих про Бакоту существует мнение как про святую местность.

Первым, кто описал и ввел Бакотский монастырь в научный оборот, был Е.Сецинский, а первые археологические раскопки были проведены В.Б.Антоновичем. Все эти исследования были подытожены в книге того же Е.Сецинского "Археологическая карта Подольской губернии" [7]. Перейдем к описи Бакотского пещерного монастыря, составленного Е.Сецинским в археологической карте. "В скале пещеры - остатки бывшего здесь скального монастыря, о коем есть упоминание в литовско-русской летописи при рассказе о занятии Подолии князьями Кориатовичами (XIV в.). До 1889 г. здесь была только на верху приднестровской горы - скалы улиткообразная пещера, спускавшаяся вниз винтом и обвалившаяся. В 1884 г. профессор В.Б.Антонович, нашел в нижнем обороте винта этой пещеры две небольшие кельи. В 1889 г. на половине высоты горы, обращенной к Днестру, приблизительно на высоте 70 метров от Днестра, местные крестьяне открыли пещеры.

В 1891 и 1892 гг. проф. В.Б. Антонович производил расскопки на месте открытых в 1889 г. пещер. При этих раскопках определились следующие остатки скального монастыря: у расчищенной площадки найдено 3 пещеры, или коридора: первая пещера имеет в длину около 4 метров, при ширине около ? метра и высоте около 1 метра; в глубине она расширяется справа и образует комнату около 1 метра в квадрате; при входе в коридор примыкает келья не более одного квадратного метра. Другая пещера-коридор, находящаяся на расстоянии от первой не более 3 метров, имеет в длину около 3 метров при ширине немного более ? метра и высоте около 1 метра; к этому коридору вначале слева примыкает под прямым углом небольшой коридор около двух метров длины. Третья пещера, находящаяся на расстоянии от второй на 3 метра, такой же длины как и эта вторая, но ширина ее около 1 метра; в этой пещере в глубине ее есть такое же разветвление как во второй, длиною около 2 метров. В стенках коридоров высечены продолговатые ниши величиною в рост человека; на полу коридоров гробницы - четырехугольные продолговатые углубления, в некоторых были человеческие кости в беспорядке. Ниш в пещерах 17, гробниц в полу 19. Между первой и второй пещерой находится арка и перед ней как бы стол из камня и далее остатки столбов, поддерживавших своды, некогда здесь бывшие. При раскопках в этом месте найдены глыбы камня с фресковой живописью. Предположительно, здесь была пещерная церковь. В 1893 году в том месте устроена церковь во имя Всемилостивого Спаса.

Возле первой пещеры на стене найдена надпись славянскими буквами: григориї оуздвиглъ место се блгви хъ григорь> игумєна давшаго силу сіму михалу. При раскопках 1891 и 1892 г. найдены: 1) на глыбе камня фресковое изображение святого с молодым лицом, без бороды и усов, в нимбе, в красном плащ, застегнутом на правом плече, под плащом панцирь, в правой руке против груди крест; ног ниже колен не видно, вся фигура около аршина высоты; по бокам часть изображений двух женских ликов в черных облачениях; 2) на разбитом куске камня два лица - мужское и женское (может быть, Спасителя и Богоматери); лицо мужское с небольшою бородою и пробором волос по средине головы; женское лицо в красном покрывале; оба лица в нимбах; 3) горельефное изображение лика Богоматери на куске камня с раскраской, в ? натур. величины человеч. лица; справа часть нимба, бывшего над головою Богомладенца и оставшаяся надпись "Хс"; на отдельном куске камня надпись "мр"; 4) изображение части женского лика в красном покрывале и одеянии; 5) кусок стенки с надписью вертикальной "васи(лий)"; 6) оловянные чаша, широкая и низкая; 6) железный светильник; 8) железные подсвечники в виде костылей или гвоздей, вбивавшихся в стенки и другие.

В 1889 г. в пещере найдена медная литая икона Божией Матери "всех скорбящих радости". В 1898 г. возле пещеры обнаружен медный крест-энколпион, состоящий из двух половинок с литыми изображениями" [8].

К сожалению, состояние этой святыни на 2002 год критическое. Объясняется это тем отсутствием финансирования со стороны государства. Другим фактором есть вероятный обвал скального массива, который нависает над объектом и может полностью разрушить монастырь. Отсутствие финансирования и нежелание что-то изменить Хмельницким областным управлением культуры может привести к тому, что во время любого церковного праздника произойдет обвал и приведет к человеческим жертвам и разрушением храма.

На сегодня, восстановительные работы в Бакотском пещерном монастыре хочет взять на себя православная епархия, которая желает сохранить для будущих поколений эту христианскую святыню, и мы надеемся что с поддержкой государства и других общественных организаций, политических партий и рядовых граждан эта природное культовое сооружение простоит еще не один век.

Другим про значению в данном регионе есть остатки Субочского пещерного монастыря. Как и Бакотский, он относится к культовым природным территориям. Упоминания про монастырь есть в трудах М.Петрова, В.К.Гульдмана, И.С.Винокура, которые черпали информацию с источников Е.Сецинского. Хотя Е.Сецинский в своих трудах и отвел монастырю определенное место, но сам в Субоче исследования не проводил, а информацию переписал с статьи священника этого ж села И.Сулковского [9]. Итак, Субочский пещерный монастырь находится в скале, высоко над рекой Днестр. Некоторые пещеры в виде келий, высечены довольно правильно. Есть много надписей на славянском языке. Над входомъ в одну пещеру: Бъ Гъ #вис# намъ. Около одной вырезано а?лд (1734-й год). Предание говорит, что в тех пещерах был монастырm [10]. Сегодня монастырь находится на юго-запад от села (расстояние около 500 метров), на высокой терассе (20-25 м. над уровнем р.Днестр). Там же находится 3 пещеры. Пещера №1 - естественная; вход в пещеру овальный, его ширина 4 м., высота 1,20 м., потолок постоянно обваливается. Следов использования пещеры как места религиозного и культового назначения не обнаружено. Большое внимание привлекает пещера №2, искусственно вырубленная в скале. Она имела двери, о чем свидетельствует 6 углублений для петель в камяной дверной раме и углубления для закрытия изнутри и с наружи. Размер входа 0,28х1,33 м. С правой стороны возле входа вытесан круг, диаметром 12 см., а в нем рельефно высечен крест. Возле креста есть ниша для иконы прямоугольной формы - 0,12х0,10 м., Высота пещеры - 1,80 м., ширина - 1,13 м., длина - 1,08 м.

В пещере сохранилось 5 углублений для икон: 3 напротив входа, 2 - на боковых стенах. Ниша центральной иконы, что на против входа, имеет размеры 0,15х0,18 м. На стенах есть большое количество высеченных надписей и крестов (надписи конца ХVII-XIX века). Эта пещера могла служить келией для двух монахов [11]. Пещера №3 находится за 2 метра от пещеры №2. Перед входом в пещеру вырублено в потолку аркоподобное крыло, в котором находится два остроугольных углубления - ниша, на горизонтальной поверхности одной из них высечен косой (Андреевский) крест. В ХІХ в. очевидцы указывали, что при входе в малую пещеру существовала поясная икона Божьей Матери. П.Нечитайло указывает, что Субочский пещерный монастырь мог существовать вплоть до второй половины XVIII века, проводя аналогии с Лядавским монастырем [12].

На пути к монастырю, по дороге к Днестру, находится чудодейственный источник ("криничка"), за легендой монахи брали из него воду, который очень почитаем местное население. Возле источника поставлен крест.

Состояние этого монастыря очень плохое. Под воздействием времени и природы этот памятник продолжает разрушаться, уничтожаются надписи. И если сейчас не начать реставрацию, то в недалеком будущем от Субочского монастыря останется только воспоминание.

В Украине на протяжении веков поощряли почитание и сбережение природных криниц [13]. Как правило, чудодейственные источники находились возле монастырей и святых мест. Так, возле Бакотского скального монастыря есть несколько чудодейственных источников, по мнению местного населения, наделенные оздоровительными силами. Такие же источники мы можем наблюдать еще возле Сокольца, где по преданию тоже был скальный монастырь (По описанию Е.Сецинского, в Сокольце находится Кринички или Кирнычкы, в 2 верстах от местечка, благодатный колодец на половине горы; ниже этого колодца в скалё пещеры со следами искусственной отделки [14]); Субочского монастыря; Сатановского Свято-Троицкого монастыря про воду, лечебные свойства которой известны за территорией Украины.
Таким образом, нами коротко рассмотрены основные природные культовые территории и объекты, которые входят в состав НПП "Подільські Товтри". Несмотря на большую известность среди населения пещерных монастырей, чудодейственных источников, которые есть культовыми природными объектами, перед нами остро стоит вопрос о сохранении и поддержании в хорошем состоянии этих памятников.