Вернуться в главное меню | на исторические сведения | к списку статей

Перейти в главное меню

Турецкий порядок в Каменце

24 августа 1672 года турецкий султан Магомет IV въехал в Каменец. Торжественная процессия турок входила через Русские ворота, тогда как татары - через Польские ворота. Султан, в зелёном одеянии, ехал верхом в сопровождении ближайших лиц и панов. Проехав Армянский и Польский рынки, направил коня к мечети, устроенной в Кафедральном костёле. Здесь он спешился, и с флагом, на котором была написана дата взятия Каменца, вошёл в святыню. В новосозданной мечети было совершено пятничное богослужение, и в первый раз в Каменце, вместо обычного переклика звонов, прозвучал голос муэдзина (турецкий проповедник).

Захватив Каменец, турецкая администрация начала устанавливать в городе свои порядки. Турки с чрезвычайной жадностью захватывали разные документы, которые ценили очень высоко. Галиль-паша, перед въездом султана в Каменец, приказал собрать все сокровища, как церковные, так и общественные; кроме того, требовал выдачи всех документов: описей, дарственных записей, привилегий. Епископские визиты, капитульные книги и городские акты паша сразу собрал и отправил в Константинополь. Все другие документы, для перевозки которых через море нужны были значительные траты, опечатал и приставил к ним стражу. В то время (1687 г.), когда королевич Яков СОБЕСКИЙ штурмовал город, крыши строений, в которых хранились польские бумаги, постоянно поливались водой. А после возвращения Каменца Польше комиссары застали в порядке лишь архив с общественными бумагами.

Турки, захватив город, представляли собой лишь военный стан, который не мог колонизировать захваченную территорию. Тяжело было турецкой власти переселить турок с берегов Босфора на подольские земли. Однако, турки хотели любой ценой удержаться на Подолье, поэтому энергично начали искать желающих, кто бы согласился за определённые вольности пойти в подданство к султану. С польским людом не было даже разговора, поскольку поляки сразу переселились во внутренние польские воеводства. Украинцы сочувствовали ДОРОШЕНКУ и слишком сильно мечтали о воле для того, чтобы покориться власти пришельцев. Поэтому они, не покидая Подолья, переселились подальше от турецких властей в степи и леса.

Населенными в то время были лишь города Каменец, Могилёв-Подольский, Меджибож, Ягельница, Рашков и Шаргород. Население этих городов состояло в основном из армянских переселенцев. Каменецкие армяне сильно удивились, когда Галиль-паша позвал их к себе и заявил, что султан гарантирует им благосклонность и безопастность, разрешает заниматься торговлей и обещает не касаться привилегий, полученных ими от Польского правительства. Турки, говорил губернатор, воюют только с Польшей, поэтому деятельность польского городского войта прекращена, а магистраты арменский и русский будут без изменений проводить свою работу в Каменце.

Просьба разрешить армянам свободно проводить богослужения была ограничена условием снять колокола с храмов. Мотивировалось это тем, что правоверные не могут переносить звона, поскольку он, по их верованиям, пугает и разгоняет души умерших мусульман, летающих в воздухе над своими братьями.

Запрет пользоваться колоколами при богослужении насторожила армян. Армяне разделились на два лагеря: большинство, которое недавно приняло унию (1666 г.), проявило фанатичность и не согласилось с турецкими требованиями. Меньшая часть, которая унию не приняла, согласилась на отказ от пользования колоколами при богослужении, чтобы получить от турецкой власти права гражданства. Эта часть армян, которая осталась верной своим старым верованиям, и вынесла на себе всю тяжесть турецкой неволи.
Наступила осень 1673 г., и цены на хлеб в Каменце начали резко расти. Восьмушка зернового хлеба продавалась за 10 левов (лев - турецкая монета - 10 коп.), маленькая вязка топлива за 2 лева. Нехватало помещений для огромного гарнизона - по сто человек теснилось в одном домике. В таких условиях турки начали посягать на собственность армян, на их привилегии, собственность, дома. Армяне обратились к Галиль-паше, но тот был занят укреплением крепости. Вся главна площадь города была завалена амуницией, в подворьях мирных жителей было оставлено оружие. Присланные в Каменец турецким правительством французские инженеры начали бесцеремонно распоряжаться в городе. Турки стали обвинять армян в отношениях с Польшей, за что выгнали их из деревянных домов, которые разобрали на дрова в суровый январь 1674 г. У армян оставалась до того времени привилегия - вести торговлю разными напитками, позже и это им было запрещено из-за того, что двое янычар, напившись, убили друг друга кинжалами.

Турки продолжали наступление на армянские "вольности". При армянской церкви жили монашки-девственницы. Галиль-паша запретил им появляться на улицах города, а через некоторое время приказал армянскому священнику Матарию распустить монастырь, поскольку христианство запрещает содержать гарем, но если священник примет мусульманство, за ним будет признано такое право. На протесты священника, что монашки - не его жены, паша не обращал внимания. Такой наруги монашки не смогли стерпеть, и приняли решение покинуть город. За 1500 левов Галиль-паша дал армянам охрану и несколько десятков верблюдов, которые не могли перенести подольский климат, и караван армян в 600 человек отправился на юг.
В 1688 году монахи тринитарского ордена прибыли в Каменец для выкупа пленных армян, русских и поляков. 2 февраля монахи в сопровождении одного турка пошли в разные дома, где содержали пленных. Турецкие торговцы держали сначала высокие цены. Наиболее ценились молодые женщины - за них требовали 1000 злотых, за мужчин хотели 800 злотых, старцев - 300 злотых, пожилых женщин продавали за 200 злотых. Монахи имели всего 4 тысячи злотых, поэтому им едва хватило на выкуп восьми пленных. Участники этих событий рассказывали, что Каменец представляет собой ужасную картину. Если крепость содержалась в надлежащем состоянии, то собственно город представлял собой сплошные руины. На польской торговой площади стоял караван-сарай. Улицы не были мощены более 15 лет, а четыре христианских храма превращены в мечети. В Францисканском монастыре и церкви Св. Екатерины был устроен склад военного имущества. Огромный монастырь иезуитов, превращён в конюшню, где содержались около 20 верблюдов и несколько коней. Турки отстроили лишь одно сооружение - мечеть возле Польских ворот. В западной части Армянской торговой площади, между возведённым турками бастионом и руинами Францисканского монастыря, стояло несколько строений, ограниченных деревянной стеной. Здесь паша принимал подчинённых и рассматривал важнейшие дела. Наместником визиря был комендант, под властью которого были три младших паши. Во главе турецкого духовенства стоял Муфтий, который вместе с комендантом составлял совет визиря. На краю Армянской площади стоял каменный дом, в подвале которого располагалась турецкая сокровищница. В армяно-польской Ратуше заседал турецкий кади (судья).

Городские улицы, на которых раньше бурлила торговая жизнь каменецких армян, представляли собой сплошную пустыню. Иногда только появлялись фигуры разбойников, чаушей (турецких служителей) и пленных, которых вели на допрос по разным делам.

Однако настал 1699 год, когда согласно Карловицкого договора Подолье с Каменцем было возвращено Польше. Турки с ужасом выслушали фирман султана о сдаче города полякам. Муллы и улемы требовали, чтобы войска, выходя из Каменца, взяли с собой христиан, а потом город сожгли и сравняли с землей. Но разрушить город не дал турецкий комендант, поскольку в фирмане султана было сказано, чтобы крепость и город сдать в целости. На стороне мулл и улемов стояли турецкие солдаты, которые также были противниками мирной сдачи города. Когда визирь Кохриман приказал вывозить из крепости пушки - солдаты отказались выполнять приказ. Тогда паша, усевшись на одну из пушек, закричал: "Вывозите меня, если не хотите вывозить пушки".

Так закончилось 27-летнее владычество турок в Каменце. Этот недолгий в историческом плане период стал важной вехой в истории города. По нашему мнению, он стал границей между древней и новой историей Каменца-Подольского. При всех нестроениях и опустошениях, при турках были уничтожены все деревянные строения, сооружены и укреплены фортификационные сооружения. Турецкое владычество изменило не только внешний вид города. Были разрушены древние средневековые институты власти и изменена структура населения. Изменился даже традиционный быт каменчан. В Каменце рождалась новая жизнь, строились новые здания и храмы, в соответствии с требованиями и вкусами нового времени.

Андрей ЗАДОРОЖНЮК, научный сотрудник ГИАЗа.
Каменець-Подольский вестник, 6 декабря 1997 г.