вернуться в главное меню | на историко-архитектурные памятки

Скальный монастырь ХIV в. Охран. № 1686 | Фото | Видео (AVI, 10 M) | Фильм "Бакота духовная" (AVI, 94M) | Экскурсия "Путями столетий" | Как добраться
с.Бакота

Анализ воды источников вблизи скального монастыря

Винокур І.С., Горішній П.А. Скельний печерний монастир / Бакота. Столиця давньоруського Пониззя. - Кам'янець-Подільський. Центр Поділлєзнавства. 1994.

Читайте еще про монастырь, и еще, а также на сайте .


Конец XII-середина XVI вв.( урочище Монастырище). Руины скального монастыря с Михайловской церковью сохранились на крутом и обрывистом юго-западном склоне Белой горы, подножие которой омывает залив г.Днестр. В середине XIII в. монастырь, одновременно с замком, расположенным на вершине горы, был разрушен. Восстановленный в 60-х годах XIV в.,он в начале 30-х годов XV в. вновь подвергся разрушениям и вскоре прекратил своё существование. После обвала скалы центральная часть монастырского комплекса с церковью обрушилась и была засыпана. В 80-х и 90-х годах XIX в. под руководством В.Б.Антоновича были раскрыты остатки монастырского комплекса, который оказался в двух уровнях. Верхний, на вершине горы, где располагался вход в монастырь, представлял собой пещеру в виде искусно вырубленного винтообразного помещения, которое огромной спиралью в два оборота спускалось вниз (обрушено) Нижний монастырь, на склоне состоял из ряда руинированных скальных келий и двухъярусной церкви, стены которой были расписаны водяными красками. В 1893 г. над остатками древнего храма было возведено деревянное двухъярусное сооружение с высокой односкатной крышей. Композиционным центром монастырского комплекса, протянувшегося по склону, является двухярусная скальная церковь, перед остатками которой сейчас расположена площадка длиной 40 и шириной 10 м. Первый ярус церкви закрыт сооруженной в 1893 г. подпорной стеной высотой 4 м, второй, на который ведут каменные лестницы, представляет собой интерьер алтарной части, сохранившей следы первоначальной трехнефной плановой структуры плановой структуры сооружения. Общая ширина церкви в интерьере 9 м. Нефы разделялись столбами в скале (не сохранились).Ширина центрального нефа, который перекрывался также вырубленным в скале высоким сводом стрельчатого очертания, была 2.8 м; боковых- 2.2-2.6 м. От центрального нефа сохранилися восточный торец с глубокой нишей и фрагментом свода.
Восточные торцы боковых нефов решены дверными проёмами, переходящими в коридоры длиной 6 и 9 м, которые являлись монастырской усыпальницей.
На их стенах и в полу высечены ниши для захоронений, которые закрывались плитами. На южной стене южного нефа сохранилась древняя надпись славянским шрифтом, повествующая об основание монастыря. С юга и севера церкви в скалах сохранились остатки келий и аналогичных ниш для захоронений, располагавшихся в двух ярусах. Сохранившиеся остатки памятника относятся к типу скальных сооружений, отличающихся самобытным решением отдельных архитектурных и конструктивных элементов.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР 4 том. - Киев, Будівельник 1986. - стр 208


Статья подготовлена Франскевичем Евгением Николаевичем,
сотрудником Каменец-Подольского городского государственного архива

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наш православный христианский народ на протяжении своей многовековой истории создал немало неповторимых памяток истории и культуры - церквей, скитов, монастырей. Возродить, сберечь и по возможности вдохнуть новую жизнь в эти духовные достояния, ознакомить с ними верующих - важное задание для нас, принявших эстафету православия от наших праотцев.
Яркой жемчужиной среди монастырей Подолья является Бакотский Свято-Михайловский пещерный монастырь. Это один из древнейших монастырей среднего Поднестровья.

Бакота, что в переводе с древнерусского означает желанное, чудесное место, является одним из древнейших населенных пунктов подольского края. Здесь на высокой белой горе уже в ХІ столетии возник мужской монастырь. Такие духовные острова всегда были духовной опорой православного люда, рассадником благочестия, местом, куда тягулись все желающие жить по Божьим законам. Здесь они сполна получали духовную поддержку, исцеление души и тела, силу для противостояния миру сему и диаволу.
Таким центром был, и, надеемся, будет, Бакотский скальный монастырь. Мы убеждены, что и в наше время найдутся люди, через которых Бог возродит святыню. Мы надеемся, что постоянная молитва и целебные воды из трех источников, бьющих вблизи святыни, обратят к себе, как и когда-то, многих разуверившихся, несчастных, опустошенных современной цивилизацией людей. Верим, что здесь они найдут веру, утешение своим измученным душам, помощь в духовных нуждах, исцеление духовное и телесное, получат правильное направление мыслей и чувств.

Некоторые сведения из истории Бакотского монастыря.

Само расположение Бакотского монастыря в одном из наиболее живописных уголков Подолья, на высокой, 120-метровой скале, навевает мысли о вечном. Нельзя не проникнуться благоговением перед силой, премудростью и милостью Творца к своему падшему творению.

Первые письменные свидетельства о Бакотском монастыре появились в "летописи великих князей Литовских" в ХІV столетии. Летопись рассказывает о захвате Подолья Литовскими православными князьями Кориатовичами около 1362 года, и о возобновлении и основании Подольских городов после нашествия татар. В ней говорится: " и на первое Кориатовичи нашли себе твержу на реке Смотричи, тут пак нарядили Смотрич, и у другом месте были чернцы у горе и в том месте нарядили (тоесть, вероятно, обновили, укрепили) город Бакоту." Из летописного текста следует, что монастырь существовал задолго до прихода Кориатовичей.
Историки считают, что монастырь возник тогда, когда Бакота была административным центром Подолья (Понизья, которым управляли Галицкие князья), то есть в ХІІ-ХІІІ в.

По предположению академика М.М.Тихомирова, посетившего Бакотский монастырь в 1962 году, скальный пещерный монастырь возник в конце ХІ-го - в начале ХІІ-го века.

Народная традиция донесла до наших времен упоминания о связях поднестровских монастырей с поднепровскими. В народных легендах говорится, что в Бакоте на Днестре подвигом добрым прославился Антоний Печерский (983-1073 гг.). Что отсюда он переселился на Киевские горы и основал там Киево-Печерский монастырь. Но связи со своими учнениками на Днестре он не разрывал аж до своей смерти.

В те дни Бакота имела мощный замок-крепость, сдерживавшую продвижение татарских орд вдоль берега Днестра. В период активизации татарских нападений кроме замков-крепостей население использовало для защиты и природные пещеры. До наших дней дошли рассказы о трагических событиях, связанных с историей Бакотского монастыря где-то в середине ХІІІ-го в. Согласно молве, в скальном монастыре спрятались от татаро-монголов местные жители вместе с монахами. Ордынцы предлагали им отречься от своего Бога в обмен на жизнь. Но никто не не вышел из пещер скального монастыря. Тогда баскаки замуровали вход в монастырь, из которого еще долго было слышно молитвенные пения.

Существуют рассказы и о большой библиотеке и драгоценностях, которые якобы хранились на территории монастыря.

Волнующие события происходили здесь и в последующее время.

В 1431 году, воспользовавшись перемирием между шляхетской Польшей и феодальной Литвой, столичные бакотские жители выгнали из имений украинских, польских и литовских феодалов и провозгласили себя вольными людьми.

Через три года, в 1434 году, преобладающим силам польско-шляхетских войск, после отчаянного сопротивления, удалось подавить восстание в Бакоте и захватить значительную часть Подолья. Паны вернулись, а кроме того, началось принудительное насаждение католицизма на всей захваченной территории, вплоть до физического уничтожения непокорных.

Профессор Каменец-Подольского государственного университета И.С.Винокур считает, что Бакотский пещерный монастырь был опустошен и братия рассеяна именно в то время, когда разорение постигло и город Бакоту около 1434 года. После этого опустошения монастырские келии, пещеры и усыпальница, очевидно, еще долго стояли пустыми - пишет И.Винокур. Через много лет обвал верхней скалы похоронил под собой остатки древних монастырских сооружений.

Начиная с ХV-го в. в летописях и картах исчезает упоминание о Бакоте, она навсегда утрачивает свое значение как административный, культурный и духовный центр и становится рядовым сельским поселением.

Интерес к Бакотскому скальному монастырю возродился, когда в 1891-1892 годах по поручению Российской Императорской Археологической комиссии профессор В.Б Антонович провел раскопки и нашел остатки пещерных келий и монастырской церкви. Были открыты три пещеры: Первая длиной 8,5 м, при ширине 1,6 м и высоте 2,13 м. На расстоянии 6,2 м от первой другая пещера длиной 6 м, шириной 1,5 м и высотой 2,1 м. Третья пещера обнаружена еще на 8 м южнее первых. Ее длина 10 м, ширина 1,6 м, высота 1,7 м. В стенах пещерных коридоров выбиты продолговатые ниши в рост человека. На скальном полу коридоров - ниши-гробницы. В некоторых из них были обнаружены человеческие кости, анатомический порядок которых был нарушен. Всего было открыто 17 ниш в стенах пещер и 19 гробниц в скальном полу.

Ниши, выбитые в скале, находятся на высоте 4,5 м от основы площадки, потому исследователи считают, что здесь в древности существовала деревянная пристройка. При этом верхний, второй этаж давал возможность проводить захоронения в нишах, которые находились на высоте 0,7-1 м от деревянного пола второго этажа.

Вторая площадка расположена на 1,4 м выше первой. То есть, если на первой была деревянная двухэтажная пристройка, то пол этого второго этажа приходился в уровень основания второй площадки.


Между первой и второй пещерой монастыря выявлена арку и остатки каменных столпов, которые, очевидно, поддерживали свод. По мнению выдающегося Подольского краеведа протоиерея Ефимия Сецинского здесь находилась церковь скального монастыря, что подтвердилось позднейшими исследованиями. Площадь, которую занимала церковь, составляет 16 кв. м (4х4). Поражают фрески, фрагменты которых были выявлены на кусках каменных стен пещерного храма.

"Даже судя только по тем образцам фрагментов, что сохранились в альбоме Е.Й.Сецинского, можно говорить о высоком мастерстве художника, расписывавшего красками (преобладают красный и черный цвета) стены и своды помещения" - говорит профессор И.Винокур.

Кроме церкви, келий и захоронений наиболее интересной находкой оказалась надпись на южной стене.

Надпись крупными буквами более древняя и имеет такой смысл: "благослови Христос Григория игумена, давшего силу святому Михаилу," то есть святого Михаила, основавшего обитель. Позже для разъяснения первой надписи вверху добавлено более мелкими буквами: "Григорий воздвигл (уздвигл, устроил) место се." Таким образом, основателем Бакотского монастыря можно считать игумена Григория. Возможно это тот самый Григорий Полоненский, живший в ХІІІ-м в. в Полоненском монастыре возле Галича при княжении Данила Галицкого. Согласно летописи Григорий Полонинский "бе человек свят, якоже не бысть пред ним, ни по нем не будет." Это был основатель монашеской жизни в Юго-Западных землях Галицкой Руси.

В 1893 году на месте древнерусской церкви была сооружена новая деревянная церковь, освященная епископом Подольским и Брацлавским Димитрием (1890-1895). Церковь была отстроена на пожертвования, собранные священником Е.Праницким. Освящение прошло при большом скоплении верующих со всего Подолья и Молдавии 1-го августа (14 августа по новому стилю) 1893 года. Освящена церковь во имя Спаса Всемилостивейшего.

Старожилы вспоминают, что в тот день Бакота стала пристанищем для нескольких тысяч человек, которые пришли пешком за несколько сотен километров и расположились на берегу Днестра уже за неделю перед освящением.

До начала праздника в селе возник большой базар (здесь называли ярмаркой), на котором крестьяне продавали домашние изделия и продукты питания. Большим спросом пользовались икони, крестики, воск.

А на следующий день утром начался праздник - отпуст. Местные жители и прибывшие паломники крутой, длинной тропой поднимались вверх к монастырю, где проходила служба, в которой участвовало более 20 священников. В источниках освящалась вода, которую больные пили и набирали в разную посуду. Местные жители приглашали родственников, друзей, знакомых, а иногда и незнакомых людей на праздничный обед, на котором употреблялись лишь постные блюда в связи с началом Спасового (Успенского) поста.

Эта деревянная церковь существовала до 60-х годов XX века, когда она во второй раз была разрушена. После этого праздники в Бакоте прекратились до нашего времени.

В 1962 году Бакота обратила на себя внимание директора Каменец-Подольского государственного музея-заповедника Г.М.Хотюна, который пригласил для руководства археологической экспедицией Б.О.Тимощука. А в 1963 году в Бакоте начала работать объединенная археологическая экспедиция под руководством И.С.Винокура. Результаты многолетних исследований вошли в книгу И.С.Винокура и П.А.Горишного "Бакота - столица древнерусского Понизья" (1994 г.). С любезного разрешения авторов материалы этой книги стали основой данной публикации.

Теперешнее возрождение праздника в Бакотском монастыре обязано возрождению Каменец-Подольской епархии в 1993 году. Первым управляющим созданной епархии с центром в Каменце-Подольском стал архиепископ Никанор с титулом "Каменец-Подольский и Городокский". Владыка Никанор много раз был в Бакоте. Он хорошо понимал величие этой духовной святыни. При нем возродился праздник в Бакотском монастыре в день поминовения мучеников Маккавейских 14 августа, или как еще говорят - "на первого Спаса". Но говорить о возрождении монастыря было еще рано.

Только теперь, в 2000 году, появились условия для возрождения духовного центра Подолья. Надеемся, что по Божьему благословению, при поддержке многих верных и преданных Православию людей, мы сможем возродить скальный Бакотский монастырь, который станет настоящим духовным центром не только нашей епархии, а и всего Подольского края.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Конец ХХ в. стал периодом больших возможностей в возрождении коренного Святого Православия на нашей земле. Этот период сменил собой долгий период физического и морального уничтожения любых признаков истинной веры и благочестия.

Период гонений для Православной Церкви тянулся очень долго. Поэтому сегодняшний день может показаться началом "золотого века", который ничем не может быть прерван. Однако, если внимательнее всмотреться в страницы тысячелетней истории Православия на Подолье, то мы заметим, что всякое "затишье" для православных посылалось Промыслом Божьим лишь для уразумения уроков истории и обновления сил перед новыми испытаниями, временами прихода антихриста. Вероятно, это наиважнейший урок, который следует неотложно усвоить нам, православным, в конце ХХ века.

Сегодня возрождается православное Подолье, сотни подольских церквей, и среди них прекрасная жемчужина - церковь Всемилостивейшего Спаса Бакотского монастыря. Сегодня сотни тысяч духовно изголодавшихся подолян с надеждой обращают свой взгляд на православных пастырей. Сегодня церковные двери открыты для всех. Сегодня на границах Подолья Господь остановил католическо-униатскую экспансию и автокефальный раскол. Сегодня период "затишья" ..., а на долго ли? Поспешим же, братья, поспешим.

Основна литература о Бакотском монастыре:

1. Антонович В.Б. О скальных пещерах на берегу Днестра в Подольской губернии // Труды VI археологического съезда, т.1, Одесса, 1886.
2. Сецинский Е.Й. Бакота, древняя столица Понизья // Подольские епархиальные ведомости, 1889, № 46-49.
3. Труды Подольского Епархиального историко-статистического комитета, под редакцией Н.И. Яворовского. Выпуск пятый, 1890-1891.
4. Дорошенко Д. Про минулі часи на Поділлю, Кам'янець-Подільський, 1919.
5. Винокур І.С., Горішній П.А. Бакота столиця давньоруського Пониззя // Кам'янець-Подільський, 1994.
6. Фонды Каменец-Подольского городского государственного архива.
7. Фонды Каменец-Подольского музея-заповедника.