вернуться в главное меню | на историко-архитектурные памятки

Иоанно-Предтеченская церковь | Фото | Схема 1 | Схема 2
Ул. Иоанно-Предтеченская (Красных пограничников)

Иоанно-Предтеченская церковь относится к древнейшим церквям Каменца. Когда она построена - неизвестно. Самое раннее упоминание об этой церкви находим в записках паломника Коробейникова. Относительно того, кто построил эту церковь, есть известие в визите XVIII в., что строителями её были "паны Ластовецкие" и что в 1606 г. один из Ластовецких - Василий, ротмистр каменецкой королевской пехоты, купил у Циолковских усадьбу, смежную с Предтеченской церковю и подарил сей церкви и ея братству. Во время господства в Каменце мусульман Предтеченская церковь была обращена в мечеть великого визиря, как это видно из плана 1672 г., а после выхода турок из Каменца эта церковь была передана униатам, и в унии она находилась до 1795 г. В руках униатов эта церковь внутри приняла совсем католический вид с боковыми алтариками , с католическими престолами и гг. п.. В это время при церкви существовали униатские братства: старшее во имя Св. Иоанна Предтечи, младшее во имя Благовещения, и братство сестричек в честь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы. С 1781 г. Предтеченская церковь стала соборною, кафедральною, а в 1795 г. была воссоединена с православием и продолжала быть кафедральным собором до 1878 г.

Литература: Е Сецинский. Исторические сведения о церквях…
Полностью см. Сецинский Е. Исторические сведения о приходах и церквах Подольской епархии. Каменецкий уезд.


История Иоанно-Предтеченской церкви.

Иоанно-Предтеченская церковь - одна из древнейших церквей Каменца. Ее история настолько тесно связана с историей Каменца, что невозможно понять некоторые моменты истории храма, не представляя, что в это время происходило в нашей земле.
Точная дата строительства храма неизвестна.

Первое упоминание об этой церкви находим в записках православного дьяка Трифона Коробейникова за 1593 год.

Трифон Коробейников - московский купец, с 1588 г. дьяк. В 1582 году по велению царя Иоанна ІV отправляется на Афон с целью раздачи милостыни за упокой души убитого отцом царевича Ивана. Второй раз совершает паломничетво в Константинополь и Палестину в 1593 году, уже дьяком, и, возвращаясь оттуда, заезжает в Каменц. Он привез в Москву модель Гроба Господня, а в 1594 г. написал "Описание пути от Москвы до Царьграда", и "Отчет Московскому правительству" относительно розданных денег во время второго паломничетва в Константинополь вместе с дьяком Огарковым, по поручению царя Федора.

"Подольские епархиальные ведомости" за 1898 год так подают свидетельство Коробейникова: "…В Литовской земле, в Каменце-Подольском, к церкви Рождества Ивана Предтечи протопопу Василию даны государевы заздравные милостыни 2 золотых, да у той же церкви нищим золотой, да церковным дьячкам 5 алтын и 5 денег".

В этих же "Ведомостях" за 1890 год, с ссылкой на греко-католические визитарные описи 1758 года, находим дальнейшие ведомости о Предтеченскоц церкви. Согласно эим описям, церковь построена панами Ластовецкими, то есть владельцами села Ластовцы, где было расположено их родовое имение. В ХVІ в. им принадлежали также Угриновцы, Бабшин, Новоселка, Карповцы и другие. Эти паны были не из польского, а из древне-русского рода. Сначала они были православными дворянами, но известно, что в последствии несколько Ластовецких приняли унию.

Далее в визитах рассказывается о том, что Василий Ластовецкий - ротмистр Каменецкой королевской пехоты, в 1606 г. купил у Циолковских имение, смежное с Предтеченской церковью и подарил его этой церкви и ее братству. Возможно у Василия Ластовецкого были здесь похороены родственники, которые и построили эту церковь, возможно по другим причинам - неизвестно. Для нас же интересен сам факт, что в 1606 году Предтеченская церковь уже существовала и при ней было православоне братство, бывшее владельцем или распорядителем в этом храме.

Ко времени занятия Каменца турками в 1672 году свидетельств о Предтеченской церкви больше нет. Только на плане Каменца, составленном в 1672 году Киприаном Томашевичем и отпечатанном в Кракове, Предтеченская церковь значится под буквой "V" и записана так: "русская церковь Св. Иоанна, теперь мечеть верховного визиря". В мечети были также превращены: Католический кафедральный костел (теперь действующий), Францисканский костел (теперь Успенская церковь), костел Св. Станислава в крепости, кармелитский кляштор (теперь не существует) и православный Свято-Троицкий монастырь (теперь передан ордену "Отцев васильян" греко-католической церкви, находился напротив теперешнего райунивермага). Большинство церквей и костелов были превращены в конюшни или разрушены.

Согласно Карловицкому миру, подписанному между Россией, Австрией, Польшей и Венецией с одной стороны, и Турцией с другой стороны, Подолье в 1699 году было возвращено Польше. На ряду с другими турки выдвинули условие, чтобы амвон, сооруженный при доминиканском костеле и минарет при кафедральном костеле никогда не были уничтожены. Это условие было выполнено, но позже, чтобы засвидетельствовать победу христианства над исламом, на минарете была установлена статуя Божией Матери.

Тем временем Польский сейм, в 1699 г. рассматривавший вопрос о возвращении Подолии Польше, принимает закон, согласно которого запрещается селиться в Каменце православным и евреям.

Для выполнения планов сейма складываются благоприятные условия. Еще в 1596 году от православия отделяется ветвь прокатолически настроенных священников, которые в Бресте принимают унию, то есть объединяются с католической церковью и отходят а подчинении к Папе Римскому. Поляки рассматривали это как временное явление для перехода в католицизм, оставляя им православные обряды, но подменяя догматы веры. За 2 года до выхода турок из Каменца, в 1697 году, в Варшаве, в присутствии короля и папского нунция, Архиепископ Львовский и Каменецкий Иосиф Шумлянский, исходя из своих корысных и честолюбивых соображений, тайно отрекается от православия и принимает унию.

И вот, в 1699 году, как только турки оставляют Каменец, здесь появляется Иосиф Шумлянский и начинает принимать все Каменецкие церкви под свое управление. В то же время в Каменец приезжает и королевская комиссия, и, считая Шумлянского православным епископом, под страхом смерти заставляет его бежать аж за Днестр.

Но скоро все проясняется, Шумлянский возвращается в Каменец и основывает здесь первую Каменецкую греко-католическую епархию. Тогда же королевская комиссия, исполняя постановление сейма, выгоняет из Каменца всех православных священников, церкви опечатывает, а одну из них - Иоано-Предтеченскую - передает греко-католикам. С этого времени, то есть с 1699 года, церковь становится греко-католической.

Из "Подольских Епархиальных ведомостей" известно, что первым греко-католическим священником становится Иоанн Чежевский, а далее его сыны Петр и Павел.

Сначала прихожан было очень мало. Так, в 1739 году их было 12. Но в визите 1758 года уже говорится, что при церкви действует 3 братства: два мужстких и одно женское.

Тем временем греко-католический епископ Петр Белянский, поссорившись с монахами-базилианами, в 1781 году переносит кафедру из Троицкого монастыря в Предтеченскую церковь. Он сумел найти нужные средства, отремонтировал и переделал теперь уже кафедральный собор. Рядом построил греко-католическую семинарию.

27 марта 1793 года Подолье было присоединено к Российской империи. И уже 4 мая 1793 года греко-католическое духовенство кафедрального Иоанно-Предтеченского собора приняло присягу на верность Российской Императрице, в присутствии делегата от генерала Дерфельдина.

После этого еще 2 года церковь была греко-католической, а в 1795 году, в период массового возвращения в православие, и она присоединилась к нему.

С 1799 года церковь становится православным собором. Она ремонтируется и переделывается, т.к. на то вермя имела вид католического костела с боковыми алтариками, католическим престолом и др. Строится православный иконостас.

В феврале 1819 года в Предтеченской церкви похоронен выдающийся православные религиозный деятель, первый Подольский архиепископ Иоанникий, в честь чего над местом захоронения под правым клиросом церкви была установлена бронзовая табличка.

В 1935 году, по распоряжению горисполкома, храм был разобран.

Материал подготовил
Франскевич Евгений Николаевич,
сотрудник Каменец-Подольского городского Государственного архива

Читайте еще о Иоанно-Предтеченской церкви